ХАЛЫҚ ЕМШІЛЕРІНЫҢ АНЫҚТАМАСЫ - СПРАВОЧНИК НАРОДНЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ 5 | ||
главная вернуться | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | ||
Есть полное основание говорить о том, что в
своем «Трактате о целительстве» основываясь на
фактах, он подробно описал вплоть до признаков
внутренних и наружных частей тела того человека,
который способен сглазить. Несмотря на это,
великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы внес
огромные изменения в народную систему
целительского лечения. Труд О. Тлеукабылулы
«Трактат о целительстве» сделал новый шаг и
породил новые взгляды в целительстве казахского
народа, превратился в самое основное средство на
пути создания полной этнической и
национальной системы лечения учеными и
исследователями.
Тот факт, что на сегодняшний день ученые и
исследователи различных наук высказывают свои
положительные выводы о медицинском
энциклопедическом труде великого целителя и
пишут по ней свои научные работы, доказывает
высокое достижение и научный результат данного
труда. Доказательства этих слов можно найти в
размышления и выводах ученого медика. Доктор
медицинских наук, профессор Ш. Абдуллаев в своей
статье под названием «Корни – чувства души» труд
О. Тлеукабылулы определяет следующим образом:
«Благодаря своему труду под названием «Трактат о
целительстве» Отейбойдак Тлеукабылулы на
сегодняшний день известен всему миру. Наш предок
был великим ученым прошлого века, его мнения
разделяют и Европейские ученые, что очень сильно
радует наш народ и безусловно это незабываемое
событие в истории» [14, 58 с.].
Одним из богатств нации являются духовные
достижения. Нация у которой высокая духовность,
воспитывает здоровое поколение, защитников
родины и эти явления напрямую зависят от
образованности и статуса искусства народного
целительства. В Российском справочнике народной
медицины есть такое определение: «Народная
медицина во все времена была тесно связана с
историей и традициями того или иного народа», -
что показывает вечность традиции народного
целительства нации с высокой духовностью [15, 11
с.]. Мы уже говорили, что очень рано поняв
глубокую философию традиции народного
целительства в ХV веке великий целитель
Отейбойдак Тлеукабылулы поделил целителей на две
группы Дарымдаулык и Болжамалы, а их состав на
24 вида. Из этих целителей по сей день не
забываются лекари, баксы (шаман), балгер и
болжаушы (предсказатели), жауырыншы (гадатель на
бараньей лопатке), жулдызшы (астролог),
телепаты-предсказатели, костоправы, тамыршы
(лечение с помощью определения пульса), узушы,
травники, все эти названия влияют на
многогранность данного исследования, как бы
открывает дорогу процветанию искусства народного
целительства.
1. Целительство
– особая святая сила передающаяся предками из
поколения в поколение с древних времен. В
мировой науке вся глубина и суть целительства
еще не исследована полностью. Ранее названные
ученые выходцы из казахской земли и территории
Центральной Азии, знаменитые на весь мир ученые,
среди них названный вторым Аристотелем Абу Насыр
аль-Фараби, аль-Бируни, аль-Разани, Абу Али Ибн
Сина, Жусуп Баласагуни и Отейбойдак Тлеукабылулы
оставили после себя учение и научные труды
посвященные процветанию народного целительства,
которые будут жить и существовать вечно.
Вот как ученый медик Т. Толендиев по-своему
оценил бесценное наследие целительства:
«Народная медицина является одной целой всех
знаний и практики, она не только лечит, но и на
протяжении всей жизни человека служит
предвестником» [16, 3 с.]. Великий целитель
Отейбойдак Тлеукабылулы еще в XV веке смог
продвинуть на научно-теоретический статус
практический уровень искусства народного
целительства казахского народа. Однако такое
достижение народного целительства нашего народа
подвергалось уничтожению во времена колонизации
и правящего государства. Несмотря на то, что в
эти периоды опровергали существование истории
народного целительства казахского народа, после
приобретения независимости все стало
возвращаться на круги своя.
Исследователь З. Кожалымов в своих трудах
в развернутом виде представил
наиболее полные определения о народном
целительстве [17, 282-297 сс., 18, 102-108 сс.].
В конце ХIХ века выпускник медицинского
факультета Томского университета Амре Айбакын
раскрыл целебные свойства кумыса для лечения
туберкулеза. Зеин Шашкин данное открытие
дополнил с научной точки зрения.
Вот как один из самых талантливых поэтов
казахского народа Султанмурат Торайгыров в своем
эпосе под названием «Айтыс» описывает особую
значимость и веру в народное целительство:
«Народные целители степи – это люди дарованные
богом. На роду у них написано быть целителями,
знахарями. И с легкой рукою спасают сотни
жизней. Они не обучались грамоте, и письму, но
все целительство написано у них на роду. Они
исцеляют многих людей. Казахи не в силах
критиковать, осудить лечение знахарей. [14].
В годы Великой Отечественной Войны молодой врач
Есторе Оразаков лечил раненых солдат целебными
растениями. По прошествию определенного времени
он получил статус доктора медицинских наук и всю
свою последующую жизнь посвятил исследованию и
раскрытию тайн народного целительства, написанию
научных трудов, к тому же он является
основателем казахского лечения природной
физиологией. Мнение профессора, доктора
медицинских наук, исследователя народной
медицины на протяжении многих лет Е.
Абилкасымова о том, что: «Народная медицина –
это основанная в сознании народа на пути
развития истории единая система о путях защиты и
способов лечения от различных заболеваний с
помощью минеральных веществ и целебной продукции
получаемых от растений и животных.», - посвящена
длинной истории народного целительства [21, 3
с.]. Академик Торегельды Шорманов не только
исследует и вносит предложения о свойствах
пищевой продукции, но и в своей научной
лаборатории проводит экспертизу лекарственных
препаратов народных целителей приготовленных по
простым народным пропорциям, представляет свои
научные выводы и предлагает их к использованию в
лечении.
Предложение академика Т. Шорманова: «Более 300
видов целебных растений, которые были
использованы в целебных целях врачами древних
времен, на сегодняшний день внесены в
государственный перечень лекарственных
препаратов. Из этого следует, что практика
народной фитотерапии нуждается во всестороннем
исследовании, а полученными достижениями
необходимо постоянно обогащать научный фонд
медицины», - определяет существенную важность
необходимости исследования и процветания
народного целительства [22, 4 с.].
Профессор Ж. Молдабеков, который своим
философским и познавательным взглядом делает
выводы относительно загадочной тайны области
целительства в своей научно-познавательной
статье под названием «Философская сущность и
проблема целительства» пишет: «Целитель
процветает вместе со своим народом. Целительство
пропагандирует новый взгляд, статус, широкое
понимание, надежность, милосердие, человечность
по отношению к людям. Для того, чтобы быть
полноценно развитым, человек должен обладать
такими качествами как надежность и чуткость. По
моему мнению, традиция целительства, в
особенности Восточная, стоит в одном ряду с
остро стоящими вопросами, которые требуют и ждут
научного исследования», - данное философское и
познавательное мнение говорит о том, что с
научной точки зрения
народное целительство исследуется
очень скромно и сливаются воедино уже
полученные предположения [23, 203-206 сс.].
Ученые и целители Казахстана и других стран, в
своих докладах на Конгрессах народного
целительства говорили о необходимости развития
народной медицины в научном направлении.
Целители демонстрировали свое мастерство,
обменивались опытом, в результате получили
бесценные знания. Это является очевидным фактом
того, что целительское искусство процветает в
новом направлении.
Самые запомнившиеся доклады издали в научном
сборнике. На сегодня со стороны общества
целителей всесторонне проводятся работы по
исследованию загадочных тайн потустороннего мира
и искусства народного целительства. Что
получилось в результате дебатов? Они показали
то, что виды традиции целительства в казахской
культуре не единоличны, и несмотря на большое
количество их функций, у них много общего и
схожести. Служители целительства баксы, балшы
(гадатель), тамыршы (лекарь), кумалакшы,
жулдызшы (звездочет) и многие другие по-своему
лечили в разных условиях и окружениях. Но все
же, попробуем остановиться на их особенностях.
2. Баксы (шаман)
– носитель волшебной, загадочной силы, который
понятен не каждому человеку, сквозь внутренне
восприятие контактирует с миром через
неизвестных «духов». [24, 23 с.]. Искусство
шаманства зародилось до нашей эры параллельно с
появлением человечества. В эпоху раннего
шаманского религиозного понимания, его
воспринимали как посланника Бога, советника и
целителя, почитали наравне с племенным вождем. В
следующем новом веке искусство шаманства
началось с Коркыт ата. Он тоже был носителем
нескольких загадочных потусторонних сил. Его
мечтательное философское мышление подарило нам
не вечную жизнь, а вечное наследие искусства.
Вот что по этому поводу говорит доктор
философских наук, академик Г. Есим: «Коркыт еще
в VII веке написал «Философию жизни» и
«Философию существования». Первый труд остался в
тени, а второй рассматривали как акциденцию. Его
имя связывали со Смертью. Коркыт главное понятие
миропонимания – сущность человечества» [25, 424
с.]. В казахском народе лучшим из лучших шаманов
и по своеобразной неповторимой силе воспринимали
Койлыбай баксы. Все шаманы не одинаковы, и среди
них есть сильные, слабые, хорошие, плохие, а по
качеству лечения чистые, недовведенные до конца,
искусственные и обманчивые. Баксы тоже
изготавливает лекарства, обладает исскуством
кумалакшы, лекаря, предсказателя, тамыршы,
костоправа, музыканта и исполнителя своих же
произведений. Религиоведы, доктора философских
наук М. Булутай и Б. Искаков тоже делятся своими
познавательными идеями про Коркыт ата и
шаманскую веру [26, 103 с.], [27, 3 с.].
Вот
что про искусства шаманства говорил Ш. Уалиханов:
«Казахи называют предсказателей баксы. Свои
предсказания они говорят от имени духов.
Некоторые из них приспособляя к пришедшей позже
мусульманской религии своих духов даже называют
ангелами. Про игру баксы в подтекстах своих кюй
исполнил святой Коркыт. Баксы призывает к помощи
демонов нечистой силы. У каждого демона есть
свое имя… Владыками болезни баксы называли
«нечистых духов», к ним относились албасты
(демоническое существо в виде женщины), конаяк,
жезтырнак, сорел (все имеющиеся виды демонов,
дьяволов и чертей.)» [28, 159-160 сс.]. У
каждого баксы была своеобразная мелодия, звук и
горькая песня, с помощью которых во время зикр
(заклинание, с помощью которого в старину баксы
пытались лечить болезни) просили помощи у
неизвестных духов и заставляли окружающих верить
ему. Например: Небесный демон, Среди многих пери
он настоящий большой демон. В воде он водяной
демон. Настоящий лукавый злой демон. Среди
джиннов демон джинн. Не лишился рассудка белый
демон. Под луною белый демон. Семь пери демонов
придут ли?! Светит месяц светит ясный а где
войско пери громадный? Шахияр тебе друг. Шайтан
и Азраил человеку враги -
после таких изречений не остается выбора
как поверить. Шаманство руководствуется
искусством волшебства. Баксы может облизнуть
раскаленное до красна железо и не обжечься,
пронзить себя ножом и не оставить никаких
следов, он может вытворять великое множество
похожих великолепий. И все это остается
загадкой, поскольку происходит на глазах у
человека.
Шаманы со своей многочисленной армией из ангелов
и демонов боролись против «владыки болезни»,
исполняя зикр
и прося помощи у Аллаха. Баксы во время
своей игры зикр в основном использовали
различные музыкальные инструменты / домбра,
кобыз и т.д./, боевые снаряды / камча, нож,
кинжал, железо и т.д./, а для наибольшего
привлечения внимания людей и усиления звука
железные звенящие предметы.
Самым основным инструментом баксы является его
кобыз. Поскольку они считали его священным
инструментом. Даже плохой мысли не допускали об
этом священном инструменте. Поэтому, шаманы с
высоким почтением относились к священному кобызу.
Кобыз оберегается как
наследие оставленное Коркыт ата / его
родоначальник/. Если истинные баксы могли в
целости и сохранности
перевести через реку юрты и все вещи, то
некоторые ставили свои кобыз на кон байги и
становились обладателем главного приза.
Искусство шаманства и в современном Казахстане
исследуется со стороны общества целителей / в
т.ч. и исследователем-ученым З. Кожалымовым/.
Профессор Ж. Молдабеков в своей научной статье
под названием «Целительский пример шаманства»
пишет следующее: «Шаманство – это древний
исторический феномен. В особенности он был
сильно распространен на востоке, это серьезное
этнокультурное явление. В каждую эпоху и в
каждое время у шаманства основывались свои
традиции и обряды. Существует великое множество
видов и противоречий по поводу этого искусства.
Однако, ученые часто задумываются над тем, как и
почему идентичность -, общие описания шаманства
сохранялись на протяжении многих веков…» [30,
203-206 сс.]. Эти выводы показывают насколько
трудным, непонятным и широким было искусства
шаманства. Обществом целителей Казахстана 22-24
июля 2005 года в городе Алматы организован и
проведен I Международный научно-практический
форум под названием «Искусство Шаманства в
Республике Казахстан», в нем приняли участие
ученые из Америки, Китая, России, стран
Прибалтики и Средней Азии. Казахские баксы
удивили участников форума своими практическими
выступлениями. Именно после таких благих
мероприятий ученые начали положительно оценивать
и предварительно исследовать тайны искусства
шаманства.
В искусстве шаманства очень высока сила кюев
Коркыта. Звуки кюя как бы придают человеку
больше сил, вдохновляют и расслабляют. Со времен
Советского союза произведения Коркыта исполняли
Каратауский Ыкылас, его последователи Ж.
Каламбаева, Д. Мыктыбаев и на сегодня число
исполнителей кюев имеет темп развития. Начиная с
ХVII века началось детальное рассмотрение
искусства шаманства казахского народа.
Рукописные исследования казахских
ученых-писателей Ш. Уалиханова, А. Маргулана, М.
Ауезова, С. Муканова, А. Диваева, К. Жубанова,
С. Сейфуллина, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Х.
Досмухамбетулы, А. Коныратбаева, а так же
русских ученых В. Белинского, И. Кастенье, А.
Левшина, В. Карамзина, Г. Патанина, В. Васильева
и А. Янушкевича стали письменной основой
искусства шаманства. Исследователь музыки Б. Г.
Ерзакович впервые запечатлил на нотах волшебную
мелодию песен баксы.
Вот что говорит про Коркыт ата академик А.
Маргулан: «Мелодии Коркыта с древних времен
воспроизводятся на кобызе. У них есть своя
специальная музыка. Эти звуки несут собой очень
печальный характер. Коркыта ата не приклонялся
перед исламом, не верил в бога. Он был
прорицателем тех, кто приклоняется перед
Всевышним, ангелами и пророками. Коркыт всю
жизнь мечтал только об одном –найти вечную
жизнь, противостоять смерти. Данная философия
Коркыта очень редко встречалась в истории
человечества, является самым ярким образом
человеческого мышления…» [31, 107 с.]. Жизнь
шаманов во все времена была тяжелой. Эта
священная сила передавалась через гены, и
поэтому продолжалась из поколения в поколение.
Искусство шаманства очень опасно, сложно и полно
тайн. И только тот человек достоин уважения,
который использует свои силы с благими
намерениями. Так же, опасности подвергают свою
жизнь те, кто говорит ни есть что. Среди баксы
тоже бывают образованные, талантливые и чистые.
«Великий баксы» - Кара баксы /VI-VII вв./,
Коркыт, Тней баксы, Асфандияр баксы, Изтлей
баксы, Дархан баксы, Абу баксы, Ажибай баксы,
Кенжебай баксы, Даулет баксы, Омар баксы,
Ногайбай баксы, Сыламбек баксы, Шакар баксы,
Аукен баксы, Бекберген баксы, Малбике баксы,
Салтык баксы, Кара кыпшак Кобыланды баксы / не
батыр/, Ыргызбай баксы, Жамансарт баксы, Ерикбол
баксы, Аргын Досмырза баксы, а так же лучший из
лучших, самый главный Койлыбай баксы и многие
другие
были неповторимыми личностями и навечно
оставили свои имена в истории нашего народа.
Ученый М. Орынбеков делится своим мнением:
«Среди баксы были и те, кто прогнозироваил
погоду. Женщин-баксы называли «Елте»…» [32, 31
с.]. Даже после приобретения независимости число
трудов посвященных искусству шаманства не
увеличилось.
Если перечислить, то это книга Ж. Дауренбекова и
Е. Турсынова под названием «Шаманы и
предсказатели казахского народа» [33],
научно-практический сборник «Искусство
шаманства» под авторским руководством З.
Кожалымова и многие другие статьи. Несмотря на
то, что действия современных баксы очень похожи
на действия их предшественников, все равно
заметно ощущается более низкий уровень
образованности, целительской особенности,
талантливости, культурности и меры человеческого
запроса. Так же, по-разному развит вид
межпространственного контакта /телепатического –
З. К./.
Если Ислам воспринимал смерть как должное, то
религия шаманов не принимала ее. Во времена
религии шаманов люди покланялись природе и
духам. Так же, если во времена Аксак Темира
предпринимались попытки изгнания шаманов, то в
эпоху правления Касым хана у них была полная
свобода. В древние времена было очень много
истинных шаманов с различными способностями. Они
не продавали свои талант. Их лечение было
результативным, а предсказания сбывались. Всем
нам известна одна простая истина о том, что во
все времена истина и ложь, честность и лицемерие
существовали рядом. Нет необходимости создавать
сомнительный взгляд на будущее этого искусства,
главной задачей исследователей является
раскрытие граней и тайн этого вида культуры. И в
мировой науке тайны искусства шаманства еще не
полностью раскрыты. В поведениях баксы очень
часто можно встретить бессознательные
внеплановые действия. Его идея это достижение
внеплановой цели с помощью контакта с Великими
духами Всевышнего. Все эти глобальные тайны на
протяжении долгого времени исследуются со
стороны ученых, и требуют еще большего времени
для оценки искусства шаманства-баксы.
3. Балгер (гадатель)
– древний способ убеждения путем прогноза.
Гадатель прогнозировал прошлое, настоящее и
будущее человека, согласно шаманскому
религиозному поверию он был носителем волшебного
таланта.
Перед тем как что-либо прогнозировать, балгер
умело использовал спички, смотрел на линии
ладони, некоторые открывали священный Коран и
делали свои прогнозы относительно здоровья
человека, его семейного положения, семьи,
дороги, пути, каких-то отношений и многого
другого [17, 224-225 сс.]. Так же как и
искусство шаманства, правдивость прогнозов
гадателей все еще не имеет конкретных
определений, нет ответов и на вопросы как
начинается этот процесс и на каких основаниях
делаются прогнозы. Насколько влияет этот процесс
на сознание человека? Этот вопрос нуждается в
тщательном исследовании.
Иногда, гадатель смотрел на лопатки животных
/барана, оленя/, звезды, бараньи катышки,
изменения в природе /влажность, росу, иней,
сырость/ и делал свои прогнозы. В ранние времена
у ханов были самые сильные гадатели. Искусство
гадания на территории казахской земли с ХV века
исследуется греческими, китайскими, русскими
путешественниками и исследователями.
Ш. Уалиханов специально проанализировал и
придавал глубокое значение этому необычному
явлению: «И все шаманы являются гадателями.
Баксы, прежде чем гадать на двух пальцах держит
камчу сохраняя баланс, при этом говорит
демонстрируя игру. Все шаманы - гадатели», –
говорил он [28,159 с.]. Этот вид искусства имеет
продолжение и в современном мире. Несмотря на
то, что искусство предсказания является плодом
богатой фантазии и оно присуще каждой нации,
самые коренные сходства делают сильнее их связь.
Хочется верить, что тайные загадочного мира в
скором будущем станут объектом исследования
многих ученых, которые в свою очередь с
пониманием будут относиться к данному виду
искусства.
4. Болжаушы
(предсказатель) –
его психологический характер отличается от баксы
и гадателя, он мыслит глубоко, оратор,
мужественный, спокойный, умный, порядочный,
уважаем свои народом, никому не раскрывает свои
тайны и является носителем необыкновенной силы.
Некоторые жырау, би и батыры жившие в древние
времена тоже были обладателями силы
предсказания. К примеру, в средние года Кабан
жырау обращаясь к Райымбек батыру прорицал: «Ты
человек народа и навечно останешься у большой
дороги», а Отеген батыру сказал: «Ты тоже
человек народа, по прошествию времени твои кости
будут перезахоронены во второй раз», несмотря на
то, что прошло уже четыре века, предсказания
доказывают свою истину. Ни один человек, никакая
наука еще не разгадали эту загадку. Не нашелся
на земле исследователь, который смог бы наиболее
точно ответить относительно предсказаний самого
знаменитого на весь мир французского
доктора-предсказателя Мишеля де Нострадамуса
/1503-1566/. Вот что по этому поводу высказывает
свое мнение Ю. Косеруков: «Сбылись его
предсказания о своей же смерти сегодня ночью», -
восхищаясь его необычным талантом [34, 4 с.].
Предсказания о своей смерти нашего пророка
Мухаммеда, М. Нострадамуса и поэта-ученого
Машкура Жусупа Копейулы сбылись с точностью до
минуты. Очевидным остается тот факт, что
возникает необходимость эти необъяснимые явления
пояснить с точки зрения науки [35, 25-27 сс.].
Появившийся на свет до наших времен, и в начале
нашей эпохи в возрасте 89 лет оратор Майкы би
стал обладателем силы предсказания и сделал свои
прогнозы на более чем четыре тысячи лет вперед.
Майкы би сделал свои предсказания за
четырнадцать веков раньше М. Нострадамуса, а это
значит, что его предвидениям имеют свою 237
летнюю историю. В окружении Майкы би всегда были
мудрые люди, астрологи, кумалакшы, гадатели и
целители. Он смотрел на расположение и внешний
вид звезд, затем рассказывал что происходит на
земле, на небе и в мире человечества, а все его
предсказания всегда сбывались. Майкы би всегда
виртуозно анализировал, приводя в соответствие
передавал все явления происходящие между землей,
человеком и небом.
Как-то, Майкы би прорицал: «Луна светит ярче чем
мириады звезд. Родник лучше чем неподвижный
утес. Солнце светит для всех. Оно дороже и
прекраснее всех. Печальным голосом: В конце
света задрожит земля. Разбушуется ураган. Люди
будут ненасытны. Тысача ярок ненасытит их. В
конце света пропадет вода. Девушки будут охочи
до джигитов. Вожделение охватит их.
Несправедливость и гнет вокруг процветет.
Или, сменится эпоха. Наступит время иное.
Глазами увидишь что время другое.. Спутником
твоим будет арба. А вместо птиц закаркают
вороны. Птицей полетит железная арба. В сыне
родном приобретешь врага. Потомство мое
переживет ненастья. Мужчины потеряют власть.
Женщина властью насладиться всласть. Мужчине
залает как собака. Воссторжествует любовный
расчет. Интрига зацветет. Сплетня и вранье – все
это – расцветет. Через четыре тысачи лет. Придет
конца свет», затем взял свой кобыз и печальным
голосом запел: «На западе появится враг. Но
только лишь на западе воссият солнце – не желая
нам благ. Солнце на запад посмотрит.
Волосы свои расчесет. Враг нападет.
На бумагу скотину твою запишет и занпесет.
Всю твою утварь себе заберет. Всех людей твоих
испугнет. Детей твоих к себе в услужения
заберет», – так некоторые его предсказания уже
являются реальностью [36, 48-59 сс.]. В эпосах
некоторых жырау тоже присутствовали элементы
предсказания
Академик Г. Есим в своих трудах особенно
отмечает элементы предвидения в эпосах Майкы би
[31, 76 с.].
Если предсказания священного Бекета, Монке би,
Отеген батыра и многих других ораторов и бийев
начали сбываться, то прошло уже несколько веков
как Абыз Алмерек превратился в легенду, который
был очень благодушным и мастером толкования снов
[17, 227 с.]. Одаренное поколение казахского
народа, которые с очень древних времен проявляли
искусство предвидения по звездам, действиям
животных и внешнему виду растений и делали свои
прогнозы, повествуют о знаках тайн жизни.
Сложность структуры мышления, глубокий
философский кругозор, выводы и предсказания
предсказателей заставляют с научной точки зрения
задать вопрос «как это происходит?», бесконечные
загадочные потусторонние тайны, происходящие в
человеке, и для получения ответов необходимо
согласно требованиям современной жизни провести
национальное философское исследование.
5. Жауырыншы (гадающий на
бараньей лопатке) –
передается через гены, встречается очень редко,
носитель тайной силы и предсказывающий по линиям
и образам на плоской стороне чистой лопатки
животных /баран, олень, животные/ [17, 225-226
сс.].
Это сила передается из поколения в поколение по
линиям генов. Очень тайный вид искусства, этот
вид культуры подобен чуду. Сравним с тем, что
это исскуства дает дар речи немому. Среди
казахского народа гаданье на бараньей лопатке в
разной местности используют по-разному, кто-то
по своим понятиям, а кто-то по своим познаниям.
В некоторых местах предсказывали разделив
лопатку на три части. Линия, разделяющая лопатку
была дорогой ребенка, нижняя слегка плоская
часть судьбой человека, а самая нижняя и
основная часть лопатки предсказывает будущее
семьи, именно таким образом жауырыншы делал свои
прогнозы. Когда у жауырыншы появлялось
потомство, ребенку сначала давали облизнуть
лопатку и только потом разрешали кормить грудью
матери. Эти самые лопатки держали в секретном
месте, никому не показывали и сохраняли до
первого мушел (старинное исчисление возраста
человека по двенадцатилетнему циклу, первый цикл
заканчивается в 13-нем возрасте). И только после
полного мушеля ребенку давали лопатки, он брал
их и сразу же делал свои прогнозы. Вот какими
мнениями по этому поводу делиться профессор,
доктор филологических наук Берикбай Сагындыкулы
Мусирбай: «Данная форма гадания в современном
мире практически не существует. Родители желали,
чтобы их только что родившийся малыш стал
жауырыншы. В этих целях бараньи лопатки обжигали
на огне и прокалывали… И в ближайшем будущем
малыш мог достичь уровня предсказателя», - что
является доказательства того, что существует
большая необходимость провести научное
исследование и раскрыть тайны жауырыншы [38, 21
с.]. В древние времена были в качестве советника
и предсказателя ханов, батыров, султанов и бийев.
Обладателей такой неповторимой волшебной силы не
так уж т легко встретить. Некоторые из них не
совсем качественные знания, а порой доходит и до
фальши.
Жауырыншы рассказывали о судьбе человека,
единстве народа, защите от врагов, грани между
победой и поражением, благополучием и достатком,
счастье и обратном, воровстве и насилии, а так
же о погоде на все четыре сезона в году. В
современном мире жауырыншы большая редкость и
открытие их тайн является очень трудной задачей.
Так же, его относят к традиции, которая
необходима науке. Искусство жауырыншы –
порождает самые разные мысли в психологическом
сознании человека, что в свою очередь требует
научного анализа.
6. Жулдызшы (звездочет)
– обладатель особой
одаренности, который наблюдая за загадочными
явлениями в небесах по своим личным соображениям
предсказывает прогноз погоды. Эта тайная сила
передается по линиям родословной и встречается
очень редко [17, 226-228 сс.]. Жулдызшы не
раскрывают свои секретов, они получают особое
отдельное образование, у них свои способы
разгадки тайн, своя линия родословной и
своеобразное мастерство наблюдения за
небесными телами, которое присуще каждому из
них. В древние времена народ называл жулдызшы –
вычислителем и предсказателем. Казахский народ а
своей кочевой жизни об изменениях в четырех
сезонах в году узнавали у своих вычислителей
жулдызшы. Жулдызшы наблюдал за цветом, движением
и расположением «Полярной звезды», «Большой
медведицы», «Плеяды», «Венеры» и многих других
созвездий, затем прогнозировал погоду и объявлял
степень его опасности. У жулдызшы был очень
обширный кругозор. Он принимал участие в решении
очень серьезных национальных вопросов как
проблема защиты народа, его будущее, вражеские
методы ведения сражения и состав их армии
и т.д.
| ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | ||