ХАЛЫҚ ЕМШІЛЕРІНЫҢ АНЫҚТАМАСЫ - СПРАВОЧНИК НАРОДНЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ 9 | ||
главная вернуться | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | ||
Согласно познанию мира Ходжи Ахмеда Яссауи,
человек через пророка Мухаммеда познает Аллаха.
Познать Аллаха, означало познать тайны мира. О.
Тлеукабылулы тоже был философского мнения о том,
что мир создал Аллах
и это можно заметить в его познании и
понимании мира.
Вот что пишет в своей научной статье под
названием «Медицинские примеры из книги
Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве»
кандидат медицинских наук, доцент КазНМУ А.
Омешулы: «Книга Отейбойдака Тлеукабылулы
«Трактат о целительстве» – это глубокий
исторический труд, написанный в стиле восточной
медицины, воссоединение нескольких наук для
служения медицинской науке и приспособленный для
сохранения и лечения самого главного богатства
человека – здоровья. Именно поэтому необходимо
провести анализ каждого слова из этой книги.
Дополнить достижениями современной медицины и
сделать из нее основу нашей национальной
медицины» [50(2), 54-55 сс.]. Нельзя
рассматривать «Трактат о целительстве»
великого ученого О.Тлеукабылулы только
как труд о целительстве. В данном труде способы
лечения народного целительства казахского народа
на научной основе были всесторонне
усовершенствованы, так же в этой книге описаны
около двадцати научных особенностей из всей
мировой науки.
О материальном взаимодействии и развитии веществ
пишет Ф. Энгельс в своей «Анти-Дюринг» /1870/,
однако целитель О.Тлеукабылулы был уверен, что в
результате воссоединения десяти видов
материального движения жара и холода,
засыхания-холода, впитываемости-высвобождения,
твердости-мягкости, бодрости-сна в организме
человека они располагаются на следующих шести
видах измерения: пространство, среда, свет,
темнота, тепло и холод. Человечество – это плод
и результат взаимодействия, гармонии этих
обитаний. Что является доказательством того, что
великий целитель на 400 лет раньше сделал
открытие о материальном толковании жизни чем Ф.
Энгельс [1, 19 с.].
В современной медицине автором вакцины против
«оспы» признают английского медика Эдуарда
Женнера. Считают что это открытие сделано в 1796
году, однако наш великий предок во время
возникновения опасности этой болезни на
территории казахской земли 360 лет назад в
результате многочисленных поисков и
экспериментов в своей степной лаборатории
придумал простую народную вакцину и спас свой
народ от этой ужасной болезни
[1, 20 с.].
Всемирная наука считает, что первые исследования
в области функции мозга, сердца и кровообращения
человека были сделаны Да Винчи, В.Гарвей,
Г.Галилей и другими, однако О.Тлеукабылулы все
перечисленное определяет за сто лет в своей
степной лаборатории [1, 188 с.]
О. Тлеукабылулы путем проведенных исследований в
своей степной лаборатории составил перечень 12
внутренних и 12 наружных частей человека,
определил их функции, доказал их взаимосвязь и
пришел к выводу «ключ к существованию – это
кровь», «ключ исцеления – это железа (мед.)» [1,
70 с.]. Он проложил путь к хирургическому
способу лечения и на своем родном языке
представляет перечень более 430 вида наружных
органов человека для науки анатомии. Это можно с
гордостью назвать национальным достижением
народного целительства.
Великий целитель предлагает 4577 целебных
рецептов национальных блюд для использования в
лечении.
Так же, соблюдая все правила приготовил
около 1300 целебных примесей, которых получил из
858 видов различных расте-ний, более 300 видов
частей животных и около 70 примесей
металл-металойдов [1, 335-360 сс.]. Все эти
составляющие он собирал на сорока различных
местностях [1, 314 с.] и руководствуясь цифрами
41 и 7, которые в сознании казахского народа
считаются священными, приготовил 1050 видов
различных лекарств и применял их в 3, 5, 7, 13,
21, 25, 41 дневной период, в зависимости от
степени болезни, что в свою очередь показывает
особую изобретательность целителя и верность
своему делу. Перед тем как давать больному свои
лекарственные препараты, он сначала пробовал их
на себе, иногда дело доходило до сильных
отравлений, однако несмотря ни на что, во имя
сохранения здоровья своего народа он всегда
действовал с особым героизмом.
Современная медицина не в силах воскресить тех,
кто больше полувека лежал в холодильной камере,
перемерз и утонул. Однако великий целитель
используя очень простой способ «Туншыктырма»
возвращал с того света считавших умершими.
Например, утонувших он подвешивал ногами вверх
до тех пор, пока вся вода не вытечет из его
организма, после чего использовал свои целебные
методы лечения и те возвращались к нормальной
жизни.
Сейчас широко применяется способ П. Иванова
излечения водой. А целитель О.Тлеукабылулы даже
в те времена, для восстановления энергетики
внутреннего и наружного биополя человека,
больных с очень высокой температурой держал на
морозе и купал в холодной воде. Из чего следует,
что метод исцеления водой П.Иванова
О.Тлеукабылулы открыл и использовал более чем
пять веков назад, что в свою очередь определяет
далекие корни нашего народного целительства.
В его труде можно заметить, что степной мудрец
сделал свой вклад и в науку закона. В своем
труде великий Отейбойдак пишет о том, что для
сохранения чистоты поколения и здоровья Аз
Жанибек хан издает указ о запрете жениться /в
противном случае смерть обеим сторонам/,
целоваться, вступать в интимные отношения, если
предки обеих сторон являются родственниками до
седьмого колена. В случае неповиновения
виновников наказывали изгнанием, избиением
кнутом, штрафованием, позором, вплоть до смерти
[1, 43 с.].
Если сравнить данный указ Аз Жанибека с «Жеты
жаргы» Тауке хана, то он принят на 240 лет
раньше. Наблюдая за этим, можно сказать что это
был первый вкладом великого предка в
законодательство нашего народа.
Ученый целитель так же увлекался наукой
астроно-мии, в связи с чем пришел к выводу о
том, что небесные звезды влияют на здоровье,
характер и поведение человека, определил
существование 8 видов звезд в человеке и что у
каждого человека существует своя собственная
звезда. Это показывает личное познание великого
целителя, которое и по сей день полностью не
раскрыто.
Он
так же доказывает, как в зависимости от
настроения человека изменяется цвет его звезды,
что влияет на его здоровье.
По мнению целителя день, месяц, год рождения
ребенка, его имя, четное или нечетное число
влияют на его характер, судьбу, умственные и
другие человеческие способности. Свои слова он
доказывает на примере времени рождения в
полуденное время Майкы би, который был главой
народа, оратором, святым и предсказателем. Из
этого следует, что и в те времена обращали
внимание на тайны потустороннего.
Великий целитель наблюдая за луной составил
четырех сезонную таблицу прогноза погоды. То,
что он поделил сутки на различное время и назвал
их рассветом, утренней зарей, утром, полуднем,
обедом, полдником, вечером, сумерками и ночью
показывает, что в те древние времена в народном
целительстве проводили исследование влияния
небесных сил на здоровье человека.
Кроме вышеперечисленного, целитель сохраняя
национальные наименования составил таблицу
названий дней, месяцев и годов. К примеру,
названия годов: Сумақты – тышқан – мышь, Маңғаз – сиыр – корова, Айбар – барыс – барс, Секем –
қоян – кролик, Сумаң – жылан – змея, Тұлпар –
жылқы – лошадь, Иртек – ұлу – улитка, Шопан –
қой – баран, Мешін – мешін – обезъяна, Айтақ –
ит – собака, Шақырауық – тауық – курица (петух),
Қорсықы – доңыз – свинья.
Особенностью современных названий каждого года
является порядок года Улитки, которая в таблице
О. Тлеукабылулы по счету идет седьмым, а у нас
пятым. Перейдем к названиям месяцев: Ергеу –
наурыз – март, Көктеу – көктем – апрель (весна),
Мезгеу – мамыр – май, Шілдеу – шілде – июль,
Тамызық – тамыз – август, Дәндеу – мизам –
сентябрь, Сақтау – қазан – октябрь, Күйек –
қараша – ноябрь, Қауыс – ықтырғы – ограда, Ырғыс – желтоқсан – деабрь, Қаңтар – қаңтар – январь.
Наименование
недель: Бақтал – сенбі – суббота, Баттал –
жексенбі – воскресенье, Сақтал – дүйсенбі –
понедельник, Жақтас – сейсенбі – вторник, Аттал
– сәрсенбі – среда, Ғаттал – бейсенбі – четверг,
Мереке – жұма – пятница.
Очень интересно и то, как целитель вместо цифр
использовал названия человеческих органов. Так
например, число один – означает рот или нос, два
– глаза, три – глаза и нос, четыре – глаза и
уши, пять – правая или левая рука / глаза, уши и
нос, шесть – рука и рот / рука и нос, ...десять
– обе руки, двадцать – руки и ноги и т.д. Какая
здесь кроется загадка? Ответ на этот вопрос
знает только сам целитель, не раскрывающий своих
тайн. Это очень познавательный вопрос. Очень
сложный.
Не взирая на отсутствие в те времена специальных
медицинских инструментов для определения
болезни, великий целитель О.Тлеукабылулы
предлагал ставить диагноз простым, но в то же
время особенным национальным способом
определения пульса. Именно поэтому, понимая что
сосуды являются жизненно важными волокнами, он
исследовал все явления пульсации очень органично
совмещая с достижениями медициной той эпохи.
В своем «Трактате о целительстве» опираясь на
свой многолетний опыт, он так же описывает
жизненно
опасные периоды для человека, отрывки
грешной жизни и не считавшимися за них годы
молодости и младенчества. В зависимости от
жизненных достижений и возможностей человека
целитель делит его жизнь на пять основных
периодов, называемые мушел 25 лет, 37 лет, 49
лет, 61 год и 73 года. Причину определения этих
лет как самыми основными и опасными, целитель
объясняет тем, что именно в эти годы человек
полон сил, находиться в здравом уме и готов на
различные смелые поступки, в результате которых
велика вероятность согрешения, от чего
необходимо по-возможности сторониться советует
он. Относя людей в возрасте 13 лет, 85-ти, 97-ми
и 109-ти к годам баловни или младенчества, он
был мнения о том, что в эти годы невозможно
что-либо согрешить, объясняя свои слова опираясь
на религиозно-научные доводы.
Вот что он говорил по этому поводу «Двенадцать
годов составляют мушел. В тринадцать лет
наступает взрослый период. Многие из людей о
святом благе позабыв, живут бесчинствуя людей
обманув. Коль есть на плечах голова. Истину не
пропустят глаза» [1, 174 с.].
Данный труд великого целителя представляет с
собой как очень важный ценный источник познания
человечности, честности, верности, правильности,
истинного патриотизма, умения быть верным
всемогущему Аллаху, его посланнику пророку
Мухаммеду и религии Ислам. Например, при
различии Халал (чистота) и Харам (запрет) он
предлагает строго следовать закону воздержания,
есть 91 и питья 85, не тревожить 7, сторониться
от 41 и не расставаться с 12.
НЕ ТРЕВОЖИТЬ 7-КУ
Своего рода национальная культурная традиция,
которая учит человечности, нежности, единству и
духовной чистоте. Например:
1. Не трогать растения, цветущие весной.
2. Не беспокоить тех, кто плодится и
размножается.
3. Не трогать живые орга-низмы.
4. Весной не трогать не поспевшее.
5. Никогда не тро-гать конжат.
6. Никогда не тревожить соседей.
7. Не стоит обижать и оскорблять посланников или
странников.
СТОРОНИТЬСЯ И ОПАСАТЬСЯ 41 ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ
Это тоже своего рода национальная культурная
традиция, которая направлена на чистоту:
1. Сторониться столпившихся хитрецов.
2. Следовать правилу «Не все то золото, что блестит».
3. Обходить стороной одиноко растущее дерево.
4. Сторониться одинокого человека.
5. Сторониться страдающих недугом птиц.
6. Опасаться перебежавшего дорогу львенка.
7. Сторониться изгнанника народа.
8. Опасаться пламенного огня.
9. Опасаться обозленного человека.
10. Опасаться раненого хищника.
11. Опасаться злобного народа.
12. Опасаться разгневанного человека.
13. Опасаться обозленного вора.
14. Обходить священную землю.
15. Оберегать дастархан (стол, на котором кушаешь; скатерть).
16. Опасаться сирот.
17. Опасаться обиженной и обозленной женщины.
18. Избегать несчастья, опасаться рока.
19. Сторониться слабых мужчин.
20. Оберегать почетное место в доме, где сам будешь сидеть.
21. Сторониться мужчин с женским характером.
22. Оберегать будущих невест.
23. Опасаться весенних льдов.
24. Опасаться незаметных сквозняков.
25. Избегать прожорливости.
26. Опасаться людей с нездоровой головой.
27. Опасаться любителей получить выгоду от чужой проблемы.
28. Опасаться стражника иного народа.
29. Балаткалы иге жугыспау.
30. Не стоить разнимать дерущихся.
31. Опасаться не высоких, но колючих растений.
32. Опасаться крутых обрывов.
33. Оберегать хлеб да соль.
34. Сторониться бесхозного скота.
35. Оберегать священную землю.
36. Сторониться недобрых ловушек.
37. Сторониться злого соседа.
38. Оберегать родные стены.
39. Оберегать родной порог.
40. Обходить смертника, встретившегося на пути.
41. Сторониться могил.
В целом, все эти правила необходимы для того,
чтобы воспитать в человеке человечность и
духовность, чтобы он всегда был осторожным, с
уважением, пониманием и любовью относился к
окружающему миру.
Эти правила воспитывают в человеке положительные
качества, но так же имеют глубокий философский
смысл.
ОБЕРЕГАТЬ 12
Ощущение сладости жизни, любви к родине и своему
народу позволяют человеку по-настоящему познать
радость семейной идиллии. А для этого самой
главной задачей является сохранение единства.
1. В жизненной суматохе всегда оберегай свою душу.
2. Цени и оберегай свой ум.
3. Оберегай вождя своего народа.
4. Оберегай оратора своего народа, он всегда найдет
нужное слово в защиту народа.
5. Один в поле не воин, всегда будь с народом.
6. Умри, но не дай раскрыть свою тайну.
7. Какой бы ни была, всегда оберегай свою жену и очаг.
8. Нет человека без добра, оберегай скотину, которая
кормит тебя.
9. Одинокий человек – никто. Оберегай своих родных и
друзей.
10. Ради сорока шпаг и оружий, не лишайся единственного покрова.
11. В любых жизненных ситуациях носи с собой свое средство защиты,
и во что бы то ни стало, до конца отстаивай свою
честь.
12. Жизнь пролетит очень быстро, поэтому не разменивайся на всякие
пустяки. Эти правила великий целитель писал с
мыслями о том, чтобы каждый человек стремился
вершить полезные дела, отрекался от
бесполезности и даже в самые трудные минуты
своей жизни всегда следовал вышеперечисленным
правилам.
В своем «Трактате о целительстве» великий
целитель представил
множество очень полезных и необходимых
идей для современной науки. Доказательством
ценности данных идей являются справедливые
оценки труда Отейбойдака Тлеукабылулы учеными
различных областей науки. Отражением глубокого
философского мышления великого целителя является
его предположение о том, что вся сущность
вселенной состоит из света, воды, земли и
воздуха, а человечество напрямую зависит от них.
Данные свои философские взгляды целитель
связывает с религиозным поверьем. Аллах создал
этот мир всего за шесть дней, а Пятница –
считается праздничным днем, поскольку именно в
этот день Аллах завершил создание вселенной.
Существуют и следующие строки: «Аллах с начала
создал свет, но свет пробыл под водой тысячу
лет». По мнению великого целителя, перед тем как
создать вселенную, Аллах с начала создал владык
света и тепла Солнце, Луну и Землю. Солнце и
Луна на протяжении тысячи лет были под водой. И
только потом, благодаря могущественной силе
Аллаха Солнце и Луна были возвышены на небеса
[1, 45 с.]. Вот как великий целитель с восторгом
описывает его великую силу.
К тому же, он с абсолютной уверенностью писал о
том, что родные края каждого человека влияют на
становление его характера и сущности. Все мы
знаем, что это несомненно очень правильное и
доказанное мышление. Эти предложения являются
прямым доказательством того, что существование
человечества напрямую зависит от света, воды,
земли и воздуха. В древнегреческой медицине
считали, что земля, вода, воздух и огонь есть
основа всего существующего. В последствии, в
науке и других народов были определения о том,
что в результате непрерывной взаимной связи,
баланса и противопоставления указанных основ в
организме человека происходят различные процессы
обмена. Эти выводы пол-ностью гармонируют с
идеями и казахского целительства. Труд
О.Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» помимо
всего прочего, содержит в себе национальную
летопись, богатый словарь древних целительских
терминов и очень много открытий в области
религии, истории, этнографии, литературы,
математики, фармакологи, этики, эстетики,
психологии, науки о космосе и других наук.
Именно такие познавательные идеи великого
целителя являются отражением его глубокого
философского мышления и результатом многолетнего
опыта. Глубокая философия и напутственные слова
великого целителя направляют человека всегда
быть порядочным, любить свою родину, родных и
друзей, обходить все плохое и помогают развить
богатый духовный мир. «Трактат о целительстве» –
это великий, глубокий философский труд, который
можно сравнить с чудесами всего света, он еще
более прославит историю, культуру и самобытность
казахского народа.
Именно поэтому прозванный Шашты Азизом целитель
чистой силы оберегал как зеницу ока труд нашего
великого предка. И самой главной задачей
современных ученых и исследователей является
глубокое и всестороннее исследование данного
труда в рамках государственной программы
«Культурное наследие», доказать, что этот труд
бесценное богатство культуры народного
целительства казахского народа. Признать то, что
целитель чистой силы О.Тлеукабылулы был великим
мастером слова, психологом от Бога, очень
образованным и обладателем глубокого
философского мыш-ления, является отражением
обширности национального целительства, глубины
всей его истории.
Великий целитель был верующим человеком, что
является объяснением его напутственных слов о
святой 7-ке и 41-го богатства. В казахском
народе говорят: «Қырықтың бірі – қызыр, жетінің
бірі – әулие», что дословно означает: «Каждый
сороковой гость – кызыр, а каждый седьмой –
святой». Эти слова, наполненные глубоким
философским смыслом направляют человека к
духовному богатству и чистоте.
И вот как целитель объясняет понятие святая
семерка и сорок одно богатство.
Святая семерка: зерно (основа), хлеб да соль, ум
(разум), девушки, солнце, земля и луна.
СОРОК ОДНО БОГАТСТВО
1. Природа – богатство души.
2. Жизнь – богатство хана.
3. Хан – богатство трона.
4. Трон – изобилие счастья.
5. Справедливость – изобилие правды.
6. Богатство – изобилие чисел.
7. Роскошь – богатство внешней красоты.
8. Внешняя красота – отражение состоятельности.
9. Взаимоуважение – изобилие дружелюбия.
10. Тулпар (скакун) – богатство батыра (богатыря).
11. Единство – признак сплоченности.
12. Бесстрашный воин – богатство копья.
13. Храбрец – богатство народа.
14. Изобилие воды – богатство озера.
15. Труд – богатство урожая.
16. Взаимная гармония – признак единства.
17. Искусство – богатство знаний.
18. Образование – изобилие искусства.
19. Единение очагов – признак семейного счастья.
20. Справедливый бии – гарантия цельности народа.
21. Различные события, праздники – изобилие взаимоуважения.
22. Саван – богатство ямы (могилы).
23. Дождь – богатство земли.
24. Основа – богатство месяца (луны).
25. Доброе слово – как бальзам для души.
26. Стихотворная летопись – богатство слов.
27. Ум – богатство глаз.
28. Почет – изобилие уважения.
29. Хороший луг – его богатство.
30. Щит – хорошая защита.
31. Трава – богатство для скота.
32. Огонь – богатство народа.
33. Вода – богатство всего живого.
34. Смерть – час его предвестника.
35. Молодость – изобилие счастья.
36. Кровь – признак достатка.
37. Уважение – признак доверия.
38. Терпеливость – признак выносливости.
39. Решительность – признак стремительности.
40. Больной человек –
признак болезни.
41. Целительское лечение – признак исцеления.
Из данных правил следует, что обладая такими
качествами, как уважение, мужественность и
терпимость человек может достичь истинного
счастья, искусство позволит ему получить хорошее
образование, а при уважительном отноше-нии к
своему достатку можно добиться исполнения всех
желаний.
Великого ученого-целителя Отейбойдака
Тлеукабылулы его народ ласково называл «Отеке».
Он очень хорошо знал что такое уважение и
благодарность. Зная о том, что народ его ценит и
уважает, О. Тлеукабылулы взамен ради будущего
своего народа оставил бесценное и вечное
наследие – это очень содержательный и
всесторонний труд «Трактат о целительстве».
Благодаря этому труду искусство народного
целительства был возвышен на мировой уровень.
Несмотря на то, что в те времена этот труд не
был оценен по достоинству, в современные дни
этот пробел постепенно восполняется нашими
учеными и исследователями.
Труд великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы
«Трактат о целительстве» был впервые издан на
арабском языке в 1994 году в китайском городе
Урумчи под руководством доцента, ученого
Азимжана Тшанулы и вот что он пишет по этому
поводу в своей научной статье под названием
«Возрождение древней культуры»: «Эта рукопись,
состоя-щая из трех основных частей и семи книг
можно по праву назвать бесценным, поскольку у
нас уже есть слаженная система научной медицины,
своя наука о фармакологии, своя письменность и
литературный язык. Это чудесное явление и
особенный дар, который был не под силу ни его
современникам, ни нынешнему поколению, стоящего
на пороге 21 века. И как тут не радоваться, если
по прошествию пяти веков возрождается самое
бесценное наследие, которое он нам оставил»
[6(1), 10 с.].
На сегодняшний день в целях изучения труда
великого мудреца во многих медицинских и
национальных университетах нашей страны, в
научных учреждениях и общественных объединениях
проводятся конференции, семинары и круглые
столы, которые представляют широкой публике
насколько этот величайший труд бесценен для
нашего народа.
Великий целитель в последние годы своей почти
вековой жизни говорил: «Несмотря на то, что я не
оставил после себя потомков, у меня есть мой
«Трактат о целительстве», который в один из
прекрасных дней прославит мое имя на весь мир.
Для тех, кто сможет по достоинству оценить его и
правильно использовать это будет бесценным
источником знаний и удовольствия, в противном
случае не стоит ждать чего-то хорошего» [1, 34
с.].
Ученые Казахстана и наши кровные браться из
Китая не жалеют своих сил для того, чтобы
тщательно и всесторонне исследовать «Трактат о
целительстве». И вот что по этому поводу думает
отвественный редактор за самый первый выпуск
книги на арабском языке Каби Ыбырайулы Куаныш:
«Трактат о целительстве» – это бесценное
наследие для того, кто с особой одаренностью
может разгадать цели-тельские тайны. Этот труд
посвящен не только искусству народного
целительства, но является отражением из
прошл-ого, которое напоминает нам о забытых
традициях, языке и быте.
«Трактат о целительстве» – это отражение самого
Отейбойдака Тлеукабылулы, который никогда не
стремился к достатку, служил только для своего
народа, и всегда новые рецепты исцеления в
первую очередь пробовал на себе, были и такие
случаи, когда он получал сильные отравления и
был на волоске от смерти. Он всегда записывал
все услышанное и увиденное, если это касалось
здоровья человека. Великий целитель удивляет
нынешних ученых своим особенным складом ума и
глубокой философией. Он всегда трудился только
во имя своего народа, будущего поколения, чтобы
те не страдали от нехватка знаний в области
медицины» [46 (1), 29-30 сс.].
Нельзя сомневаться и в том, что у народного
целительства казахского народа есть что внести в
историю нашей нации. Так же, с уверенностью
можно сказать, что народные целители внесли
немалую долю в сохранение своебразной
национальной формы. Мы будем очень сильно
ошибаться, если будем думать, что целительство
нашего народа существует относительно недавно, в
противном случае это сравнимо с отречением от
своей истории. Признание того, что благодаря
труду великого целителя Отейбойдака
Тлеукабыл-улы наше народное целительство было
возвышено на мировой уровень является
доказательством того, насколько высок и вечен
дух культуры народного целительства.
Целительство – это самая начальная форма
культуры нации. Искусство целительства рождается
вместе с народом и существует с ней вечно.
Мы надеемся, что новые научные исследования
наших ученых и исследователей станут основой для
создания единой философии целительства.
Зядан
Кожалымов
ученый Отебойдаковед, профессор
народной медицины, Академик
| ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | ||