ХАЛЫҚ ЕМШІЛЕРІНЫҢ АНЫҚТАМАСЫ - СПРАВОЧНИК НАРОДНЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ

8

  главная                                        вернуться  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27

 

 

ОТЕЙБОЙДАК ТЛЕУКАБЫЛУЛЫ –

ОСНОВОПОЛОЖНИК ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

 

С приобретением независимости казахского народа к ряду имен великих ученых ХV века, которые в виду различных исторических событий оставались неизвестными присоединилось и имя ученого целителя чистой силы Отейбойдака Тлеукабылулы (1388-1485). Его труд под названием «Трактат о целительстве» раскрыл новые возможности в изучении истории и традиций целительства. Причиной возникновения труда О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» во-первых, является его знакомство с правой рукой хана того времени Жиренше шешен; во-вторых, довольствие хана аз Жанибека за грамотный ответ на его вопрос; в-третьих, его записи начиная с восьми лет обо всем, чему он научился у своего отца целителя Тлеукабыла и своего народа; в-четвертых, показатели результатов его собственной практики; в-пятых, влияние трудов великих мудрецов Востока и Средней Азии;  в-шестых, его преданность своему народу, родине и наукам.

Большой энциклопедический труд «Турлаулар» /«Постоянства»/, состоит из введения: трех частей под названием «Каныкталгы» (Определение), «Нарыкталгы» (Диагностика) и «Дарымдылыгы» (Терапия). Несмотря на то, что три четверти части энциклопедического труда великого целителя отсутствует, в части под названием «Каныкталгы» он дает определение о целительстве, во второй части «Нарыкталгы» описаны конкретные научные способы определения болезни человека, и в третьей части «Дарымдылыгы» представлены пути излечения болезни человека. Все описанное в труде этого великого целителя практически ни чем не отличается от современных медицинских достижений. Благодаря научному достижению труда великого целителя О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» простое народное целительство казахского народа возвысилось на мировой научный уровень и это стало основой для его вступления на научный путь. Великий целитель стал основателем уже имеющейся частицы философии национальной культуры «философии народного целительства».

На пути научного развития учения о народном целительстве казахского народа О. Тлеукабылулы в своей степной лаборатории открыл 1108 видов лекарств, 858 видов целебных растений и частей животных, более 60-ти видов смесей из металлов-металлоидов /возможно было больше/. Во благо людей целитель открыл 1050 названий целительского лечения, 4577 видов лекарственного лечения /конкретнее около 13000/ и более 430 внутренних и наружных анатомических названий, данные факты, во-первых, являются доказательством того, что в ХV веке на территории казахской земли на высоком уровне развивалась наука о фармакологии. Во-вторых, они показывают, что научные выводы целителя о народной медицине до него и в современном мире практически не имеют различий. В третьих, его вечное наследие своей нации о защите, сохранении и улучшении здоровья человека как бы прокладывает путь к искусству народного целительства казахского народа.

Народное целительство – это такая же сила, которая передается генетическим путем из поколения в поколение. Разъезжая по своему народу, определяя болезни, проводя лечение и развивая свою практику и научные знания О.Тлеукабылулы одновременно обогащал целое учение – науку. Относясь с почтением к здоровью будущего поколения своего народа он всегда записывал все новое увиденное, услышанное и изученное. По поручению казахского хана того времени Аз Жанибека в период 1466-1473 годов в ханской орде /г.Чу, Козыбасы/ в возрасте от 78 до 85 лет он написал «Трактат о целительстве» в 5000 страниц, однако хану так и не удалось познакомиться с этим трудом из-за его неожиданной кончины.

Когда Аз Жанибек хан впервые познакомился с О.Тлеукабылулы, он устроил ему проверку знаний и в результате высоко оценил назвав «Целителем чистой силы». Это почтение доказало, что он был грамотным во многих областях науки. Его печальная мечта началась сбываться по прошествию пяти веков [1, 16 с.]. Несмотря на то, что великий целитель в написании «Трактата о целительстве» основывался на научном целительстве, он все же смог сохраняя этнический стиль соединить воедино язык, религиозное воспитание, культуру, литературу, историческую летопись, этнографию, эстетику, этику, философию, психологию, астрономию, закон, метеорологию, математику, анатомию и физиологию, фармацевтику и другие области науки для того, чтобы была возможность использовать этот труд в целях улучшения здоровья человека.

Когда эта книги была возвращена на родину по прошествию пяти веков, из пяти тысяч страниц, к сожалению, сохранилось лишь одна пятая часть. Несмотря ни на что, оставшиеся страницы были изданы в виде отдельной книги /Урумчи, 1994. на арабском языке/ в Китае, а затем труд О.Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» был переиздан и в нашей стране /«Жалын», Алматы, 1996 ж./, что не осталось без внимания ученых и исследователей. Книга была предложена на многочисленные разносторонние научные анализы, была внесена в план новых научных исследований и выводов. Поскольку научно основанная еще в ХV веке эта книга является доказательством того, что история народного целительства казахского народа начинается с самых древних времен. Данный труд великого целителя О.Тлеукабылулы является не только научно-практической основой народного целительства казахского народа, он так же является знаком приближения к мировому уровню учения, культуры и способов лечения национального целительства. Не случайно ведь он привлекает интерес многих иностранных ученых. Доказательством сему можно привести тот неоспоримый факт, когда в июле 1997 года труд ученого «Трактат о целительстве» был удостоен государственной премии 1-ой категории Китайской народной Республики как «Самая лучшая национальная книга» [38, 2 с.]. Одним из первых поделившийся своим мнением относительно данного труда великого целителя был заместитель начальника Министерства агитации комитета партии Синь-Цзяньского уйгурского автономного района, ученый-исследователь Толеукан Ыбырайулы: «Такие труды очень редко встречаются в нашей истории, данный медицинский научный труд оповещает не только о целительстве, но и о культуре, истории, философии, психологии, астрономии, этнографии, метеорологии, военной науке, этике, эстетике и о многих других  нашего народа. История искусства и знания не разделимы с историей народа. Редкость национальной истории «Трактат о целительстве» является достижением своего времени», – дав свою справедливую оценку [39 (1), 429 с.].

Высокая научная оценка и почтение учения целителя казахского народа учеными миллиардного китайского народа служит доказательством высокого теоретически-исторического статуса традиции целительства нашего народа. О.Тлеукабылулы много читал, познавал, у него было сложено свое философское понимание, он был всесторонним человеком с большой буквы, личностью, который после себя на вечно оставил глубокие философские мысли, выводы.

В действительности, проведение анализа «Трактата о целительстве», его автора только набирает свои обороты. Мы ссылались и на различные привлекательные доводы. Несмотря ни на что, мы посчитали правильным предложить следующую, хоть и слегка длинную ссылку. «Отейбойдак Тлеукабылулы не просто лекарь, он целитель, великий целитель и великий ученый. Представители следующих поколений называют его целителем чистой силы, странником, историком, этнографом, учителем, философом, поэтом, астрономом, биологом, химиком, психологом, географом, знатоком этики и морали. Очень важно уметь понимать такого мудреца как Отейбойдак, к тому же для этого существуют свои причины и ответы.

Можно представлять очень много определений о целительстве. Однако, это единый и привлекательный вид искусства. Целительство – это одно целое и продолжение знаний, науки, искусства, национальных традиций, личных качеств, возможностей и мастерства. Великий целитель открыл множество видов и закономерностей целительства. Для того, чтобы всецело оценить важность целительства недостаточно знание только европейской медицины и практики, целитель должен обладать знанием восточной практики (Китай и Тибет).

Культура целительства – это сила исцеления человека, предвидения будущего и умелого использования лекарств;

– это доброе и чувственное отношение к больному;

– поиск путей исцеления души и тела, чистоты духовности, служением им;

– самый прогрессивный вид образования и практики лечения. На этой основе великий целитель обладал и усовершенствовал 24 вида целебного и предсказывающего лечения;

– особенности мушеля (13 годичный цикл) гармонизировал с национальными обычаями и традициями. Он основывается на местном указе, исполняют его беспрекословно;

– принимает пришедшего к нему человека, как гражданина народа и будущего нации, оказывает особое  внимание;

– умение находить целебные свойства окружающей среды и использовать их во благо своих соотечественников;

– подчиняться всем запретам религии Ислама. Отейбойдак Тлеукабылулы является для нас примером – распространителем очень сложного и обширного вида искусства. Целительство – это не только лечение болезни. Целебность излечивает, оказывает благотворное действие. Существует еще одно правило, ужесточающее целительство. В его основе заложена следующая заповедь: Берегись ошибок, не опускай своего достоинства из-за недостатков других, не поддавайся посягательству, с трепетом относись к слабым».

На пути развития культуры и традиций народного целительства великий целитель в своей степной лаборатории проводил научные испытания, не взирая на насмешки и подобные действия в свой адрес, он проводил вскрытие тела умершего человека, в Омске содрал шкуру с живой лисы, а в Шалкоде /территория Жетысу/ показывал как под ударом камня умирает баран, или пронзив грудь живого барана, отрывая его сердце показывал взаимосвязь функции сердца, мозга и кровяных сосудов с жизнью живых существ [1, 86 с.]

Основой здоровья и продолжительности его жизни целитель называл «Так называемую жидкость крови и желез – это наиважнейшая жидкость всей сущности человека» [3, 13 с.], основываясь на эти доводы он говорил: «Кровь – это составляющая жидкость души» или «Мозг – управленец» [1, 188 с.], что получает свою поддержку современной медициной.

О. Тлеукабылулы с помощью собственного способа «Туншыктырма» в местностях без воды лечил людей которые были подвергнуты сильным заморозкам, и когда больные приходили в сознание и говорили «Мне холодно», «я дрожу», «я перегрелся», «я вспотел», «хочу пить» и наконец «я весь вспотел и взмок» целитель прекращал спасательные действия, переодевал больного и напаивал горячим чаем, тем самым продолжал свое лечение и наблюдая до полного выздоровления он обогащал систему народного исцеления целительства. А в водных местностях, целитель использовал метод «Малма» [1, 95 с.], то есть, обморозившегося и нагого человека, не смотря на его попытки выбраться и препятствовать, держал в холодной воде до тех пор, пока тот не приходил в нормальное состояние, и только после, больного вытаскивали из воды, кормили постепенно сначала теплой, а потом горячей едой, что позволяло целителю еще больше обогащать свою практику.

  Эти способы лечения были основаны согласно народной примете «клин клином вышибают», т.е., обморозившегося человека лечили в холодном доме, или некоторое время держали в холодной воде. Это была идея о том, как путем восстановления баланса ослабевшей сниженной энергии человека спасти ему жизнь. Несмотря на то, что в те времена было трудно определить насколько эти способы полезны или вредны, кажется современная медицина совсем не против такого вида лечения, который придумал великий целитель. В свое время напугавший и шокировавший наших современников способ лечения холодной водой П. Иванова,  очень похож на методы исцеления казахского целителя. Именно о таких способах лечения обморожения, отдельных органов и многих других целебных достижениях в своей практике пишет великий целитель. Так же, в этом труде представлены различные способы и виды спасательных лекарственных препаратов используемые при ожоге, которые тоже в свою очередь показывают чистоту и образованность целительства. Для сохранения жизни человека целитель изобрел и воплотил на практике более сотни целительских способов. Он мужественно брался за каждое дело. Овладел мастерством возвращения к жизни тех, кого считали утонувшими в воде или потерявших сознание, подвешивал их ногами вверх и в таком положении держал до тех пор, пока из них не вытечет вся вода и не появятся первые признаки жизни, затем переворачивал их с одного бока на другой и делал искусственное дыхание.

Великий целитель не ставил себя выше других. Во-многих случаях, прежде чем давать больному свои лекарства, он испытывал их на себе, иногда даже чуть не получал отравление, продолжая свое лечение таким образом он изобретал новые способы лечения во имя процветания учения о народном целительстве.

О.Тлеукабылулы в своих заветах писал: «Я дарил свое лечение и безмерно богатым, и очень бедным. Меня никогда не привлекало богатство, достояние и внешняя красота.»  [1, 40 с.]. Эти слова доказывают то, что целитель был честным, ни за что не променяющим свою честь на деньги, и свою помощь оказывал не взирая на статус, возраст, пол и богатство человека.

О.Тлеукабылулы отдает предпочтение названию целитель, нежели лекарь. Он обучает культуре истинного целителя, это не просто вылечивать больного, а умение определить причины болезни, этапов развития и воспаления, наблюдения за больным до полного выздоровления или обратного воспаления, учитывать все мельчайшие действия и с состраданием   относиться к больному человеку.

О.Тлеукабылулы считает, что целительство – это один из видов искусства. Лекари же пустое создание вида. [1, 80 с.]. Лучше всего называть целительство. Поскольку целительство исцеляет и оказывает свое благотворное влияние, в связи с чем рассматривает целительство в двух видах: Дарымдаулык (благотворное влияние), и Предвидящий будущее. Итак, оценивая по отдельности каждого из 24 целителей и анализируя их возможности и особенности пришел к своим определенным выводам.

По определению О. Тлеукабылулы целители «Дарымдаулык» в лечении больных людей исключительно сами принимали решения, использовали свои целебные методы, помогали облегчить боль, а иногда помогали человеку полностью выздороветь. А Предвидящие целители, как за них говорит название, предвидели будущее, болезнь лечили только опираясь на предположение, использовали лишь легкие методы лечения.

Великий целитель О.Тлеукабылулы считает, что из 18 тысяч миров самые основные шесть, из них трое холодных начала /основа, вода, последовательность/ и три теплых начала /плоть, движение, питание/ существуют в результате взаимодействия их основ. Например, Основа –  имеет теплое начало, вода – основа холодного начала, последовательность – основа темного начала, плоть – основа обитания, движение – основа пространства, питание – основа света. Так же, на долю последних шести основ человека приходятся три теплые основы /самое малое, обитание, нежность/ и три холодные основы /пульсация, боеприпасы, продолжительность рода/, которые определяются как самое малое – основа темноты, обитание – основа жилья, нежность – основа теплоты, пульсация – основа  пространства, продолжительность рода – основа холодного начала и основы этих самых холодных и теплых начал одновременно зависят и влияют на появление, строение и развитие человека, состояние здоровья и причины возникновения различных болезней.

По определению великого целителя: «Болезнь проявляется через холод. А лечение проходит через тепло и жар. Болезнь уходит когда на теле человека выступает испарина пар» [1, 85 с.], воспринимая за основные причины возникновения болезней холод и тепло, находя пути излечения и основываясь на свою целительскую практику он предложил около десяти видов потения.

Автор такой сложной медицинской энциклопедии О.Тлеукабылулы владел многими языками мира, был уникальным интеллектуалом с богатым философским мышлением, и никто не сможет опровергнуть, что он был великим ученым. Житель Алтайского округа СУАР Китая и г. Уримчи  ученый Кадыс Жанабилулы одним из первых содействовал в издании «Трактата о целительстве» в соседней стране, и вот что он говорит: «Издание этого бесценного наследия, которое повествует об областях целительства, истории, философии и астрономии нашей нации, сохранившееся на протяжении многих веков бесспорно будет иметь огромную ценность для наших последующих поколений», – и делится своей радостью [40 (1), 9 с.].

Все мы знаем, что в средневековые города Отырар, Туркестан, Тараз, Баласагун, Сайрам, Сауран, Сыганак и другие города, которых признавали в городах Востока и Аравии были центрами науки, культуры и высокой духовности.

Несмотря на то, что труды великого ученого средневековья, второго Аристотеля Абу Насыр аль-Фараби, родоначальника медицины, философа, Абу Али Ибн Сина, родоначальника математики, астронома Хорезми (IХ-век), Абурайхана Бируни (973-1051), великого ученого и поэта Жусупа Баласагуни написаны на арабском языке, они все же были очень знамениты среди своего народа. Если Абурайхан Бируни в своей книге под названием «Книга о целебных веществах» наиболее полно раскрывает все целебные свойства растений Средней Азии, и учитывая что Абу Али Ибн-Сина в своем труде под названием «Основы целительской науки» описывает различные виды болезней человека, пути излечения и защиты от них, и представляет великое множество целебных лекарств, то можно заметить, что О.Тлеукабылулы перед тем как написать свой труд под названием «Трактат о целительстве» руководствовался вышеуказанными трудами, по своему восприятию развивал собственное учение и умел относиться с почтением к науке великих ученых.

Данный факт показывает, что влияние и этнические особенности медицинских и многих других гуманитарных трудов великих ученых Востока и Средней Азии способствовали в развитии мышления и идей целителя в создании истинного национального целительского учения в философском направлении. Благодаря своему рассудительному учению великий целитель открыл множество видов заболеваний и способов их лечения, которые в свою очередь поделил на определенные области. Так же, он сделал свои выводы на счет возникновения болезней, посчитав, что одними из главных причин являются сезонные изменения, свет и темнота. Великий целитель приходил к выводам, что из-за влияния жара /сезон, сильные солнечные лучи, земной жар, перегрев тела/ и холода /мороз, сильный холод, промерзание/ на организм человека бывают разными в зависимости от времени года, что показывает его научный взгляд на целительство. Целитель любил духовную грамотность, главным своим долгом считал честность и ответственность. Его слова сходились с делом. Он смог подарить своему народу очень нужную и необходимую науку. Меняется время, идут года, но наследие чистой силы целителя Отейбойдака будет жить вечно как солнечные лучи.

Очень радует и то, что в Казахстане «Трактат о целительстве» О.Тлеукабылулы издается и увеличивается количество желающих разносторонне исследовать и писать по нему научные статьи. Однозначно одно, что этот труд по-своему повлияет на историю традиции целительства казахского народа. Вот что по этому поводу говорит академик А. Нысанбаев: «Каждая философская система – это явление, которое появляется из-за необходимости на определенной стадии развития истории человечества. И поэтому, у философских систем древних времен существуют своеобразные познавательные и социально-политические основы, именно по этой причине анализируя философскую систему каждой эпохи, мы всегда должны придерживаться конкретного исторического взгляда», – подчеркивая, что необходимо проводить научные исследования философскому мышлению великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы [47, 11 с.]. Необходимость исследования трудов ученого целителя – является основой и гарантом процветания истории национального целительства.

В своей целительской деятельности он всегда руководствовался мудростью народа о том, что «Кроме перелома все может быть заразным», после чего поделил болезни на передающиеся и не передающиеся, и предложил новый стиль путей профилактики болезни. В книге ученого целителя «Трактат о целительстве» приведены 32 определения различных болезней: /проказа, бородавка, краснуха …. и т.д./, шесть видов наружных ран: /фурункул, одиночная рана, рак челюсти …и т.д./, 5 видов болезней, 3 вида ожога, 3 вида заболеваний в последствии укуса ядовитых насекомых /змея, скорпион, паук, 2 вида обморочных болезней, 3 вида замерзания, 4 вида сумасшествия /эпилепсия, скрытость, сумасбродство, полоумие/, 5 видов бесплодия /импотенции/ встречающийся у родителей, 2 вида заболеваний нервной системы /слабость нервов, бессонница/, 9 видов болезней вследствие изменения структуры конкретных органов /зарастание зубов/, изжога и вздутие живота, кровотечение из носа и нарушение в росте, кровоизлияние, 4 вида кровоподтеков в кале, 5 видов ноющей боли в организме /зубная боль …/, 4 вида переломов /перелом, сильный перелом, перелом вдребезги и т.д./, 3 вида тошноты /от еды, беременности/, 10 видов опасных инфекционных заболеваний и многое другое. Конечно, можно было привести еще более подробные и тщательные определения, но в виду трагического уничтожения остальных частей книги это не предоставляется возможным.

  Будучи патриотом своей нации О.Тлеукабылулы в целебной деятельности всегда придерживался народной мудрости «Народ – ценный источник знаний. Если говорит народ – значит это истина», и при лечении различных заболеваний предложил 6 видов лечения горячим песком, грязью и паром. Капталгы булау, бапталгы (лечение горячим паром), сакталгы (лечение паром при высокой влажности), какталгы (сухой пар), накталгы (узловой), шапталгы (горячий песок), а так же 11 видов массажа /узловой, надавливание, круговой, втирание, поглаживание и т.д./ и около десяти видов обрывания представлены очень простым и понятным языком [1, 365 с.].

В своем труде целитель в основном обращает внимание на людей, которые имеют свойства сглаза, от сильной энергетики которых, в большинстве случаев страдают дети, доказывая свои слова он представляет отличительные знаки на теле этих людей с отрицательной энергетикой и предлагает пути защиты от них [1, 146 с.]. Несмотря на то, что этому великому целителю не было суждено встретить вторую половину, воспитывать детей и ощутить прелести семейной жизни, он всю свою сознательную жизнь целиком посвятил целительской науке.

Согласно воспитанию его отца целителя Тлеукабыла придерживаясь правила «Один из сорока людей – Кызыр, а каждый седьмой – святой», он создавал лекарство изготавливаемое из примеси 41 ростка и семи целебных трав, которые он собирал из сорока различных местностей /горы, холмы, впадины, песчаные местности, каменистые, водные, лесные и т.д./ и предложил 3,5,7,13,21,25,41 дневный способ целебного лечения. Подводя итоги, хочется отметить, что Отейбойдак Тлеукабылулы путем исследования целебных свойств всех растений своей родины проявил себя как грамотный целитель с глубокими знаниями, практикой и специалистом с большой буквы в области фармакологии [1, 314 с.].

Вот что пишет казахский ученый фармаколог М. Кожабеков в своей книге под названием «Целебные растения» о целебных растениях: «На вопросы о целебных растениях впервые ответил греческий врач Гален, живший еще до нашей эпохи. Он описал более двух сот видов растений, которые использовал в свое время. Однако ученый не смог ответить на вопрос почему растения обладают целебными свойствами»  [48, 3 с.]. И вот что по этому поводу высказывает ученый врач П. Массагетов: «Если и нужно перед чем покланяться, так это перед растениями. Все необходимое для жизни человек получит именно из растений», – подчеркивая свое особое отношению к дару природы и жизненные связи между человеком и природой [49, 5 с.]. О чем говорят мудрые слова «Человечество, берегите матушку природу».

Так же, можно заметить, что некоторые познания и взгляды О. Тлеукабылулы на целебные растения очень совпадают с взглядами греческого врача Галена. Великий целитель писал о многих действующих лекарствах, но свое особенное внимание он обратил на рак пищевода: «Эх вырезать бы грудину. Убрать бы больную рану. Тело бы вылечить, исцелить. Эх затем бы его заново зашить. Каждую болезнь можно излечить. Но в такое сложное и трудное время какое средство можно применить? И кому ее можно поручить? Все написано Аллахом. Веление Всевышнего нельзя изменить» [1, 362 с.], – что показывает его глубокие научные мышления, предложения в области хирургии и если бы у него были все необходимые инструменты для операции, возможно, он бы вылечил и эту страшную болезнь. О.Тлеукабылулы свою целительскую деятельность осуществлял не только на своей родной земле в Шалкоде. Он побывал во многих городах просторной казахской земли, например Сырдария, Музтау, Хорасан, Омск, Нура, Жезказган, Торгай, Чу, Жар-кент и многие другие города, где он помогал встать на ноги многим заболевшим людям и не забывал проводить свои эксперименты.

Целитель осуществлял не только целительскую деятельность, но и внес свой вклад в современное акушерство: «Если плод ребенка расположен неправильно, то беременную женщину необходимо окутать в высохшей коже домашнего животного, затем по три раза перевернуть направо и налево» [1, 368 с.]. То, что в труде великого целителя представлены более 4600 целебных рецептов, среди них и с помощью кормления, доказывают более раннее существование казахского народного целительства, нежели эпоха самого целителя.

Науку целительства О.Тлеукабылулы не возможно проанализировать лишь одним научным разбором. И вот что он говорил о великих мудрецах, которых называл своими учителями: «По мнению Аль-Фараби Аллах не создавал споров и шумных вздоров. Но по мнению Баласагуна ничего не меняется все вечно под луной»  [1, 379 с.], – подчеркивал этими словами свое почтение и философский взгляд.

Именно поэтому можно заметить что мышление О. Тлеукабылулы очень схоже и является продолжением некоторых основных идей великих мудрецов. Его мысли  показывают, что он был знаком с трудами этих великих мудрецов и перед тем как написать свой труд, он руководствовался ими.

Труд великого целителя О. Тлеукабылулы написанный в его познавательном понимании, в современном мире мы рассматриваем как труд составленный в научно-практическом и прикладном направлении.

Очень серьезный медицинский труд, который написан руководствуясь на основе познавательной философской идеи того времени по прошествию пяти веков не утрачивает свою ценность, что в свою очередь, в современном мире доказывают определения различных сфер науки. Несмотря на то, что великий целитель был очень образованным, он всегда был недоволен своими знания, говорил что только Аллаху подвластны все знания, так же можно заметить присутствие схожести идей с его предшественниками, великих мудрецов аль-Фараби, Абу Али Ибн-Сина, Ж. Баласагуни и многие другие. Он всегда открыто выражал свои мысли и всегда говорил о необходимости развития интеллекта.

 

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27

В начало