ХАЛЫҚТЫҚ ШИПАГЕРЛІКТІҢ БӘЙТЕРЕГІ ФЛАГМАН НАРОДНОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА LEADER OF NATIONAL HEALING 2 | ||
На главную Вернуться 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | ||
Не досадуй за сегодня ты на жизнь, Не сжигай обидой веру, не казнись! Ну споткнулся, не лежать тебе ведь век, Можешь встать, бежать и вновь искать успех.
М. Макатаев (перевод Айгуль Кохаевой)
ВВЕДЕНИЕ
Возрождается одна из сфер национального искусства казахов ‑ народное целительство, полное загадок и мистики, почитаемое как святое наследие предков. Целительство берет начало от культуры народа, они – целительство и культура ‑ связаны одной судьбой. Народное целительство занимает определенное место в истории народа, которому принадлежит. На сегодняшний день народное целительство является одним из семи основных направлений стратегической программы «Казахстан-2030» по решению проблем здравоохранения граждан, предложенной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Увядающие ростки целительства вновь оживают и дарят людям свое тепло и живительные силы. Закопанные под толстым пластом идеологического взгляда целительные источники открылись на благо людей. Республиканское общественное объединение «Ассоциация народных целителей Казахстана», которое создавалось через неделю после приобретения суверенитета, вносит огромный вклад в процветании народного целительства, и в этом году отмечает свой 20-летний юбилей. Остались в прошлом дни, полные конфликтов с недоброжелателями. Мы идем вперед. Голоса тех, кто говорил, что у казахского народа не было целителей, обладающей таинством целительского искусства, умолкли, они были вынуждены признать обратное. В XIII веке во время правления хана Узбека баксы, целители, предсказатели, обладающие мистическими силами, были вживую закопаны в ямы или похоронены за чертой могил других покойников. Позже их в период русского царства держали в местах для умалишенных. Их потомки вносились в специальные секретные списки и были признаны опасными для общества. После приобретения нашей страной независимости и благодаря демократичной политике нашего Президента, целители могли отстаивать свои права, и открыто дарить людям и развивать свой дар целительства. Теоретические, практические труды по лечению руководителей и членов-целителей ассоциации не только дали свои положительные результаты, но и достигли того уровня, который существует в развитых в этой области странах. В течение нескольких лет ассоциация распространяет информацию о частных услугах и достижениях по интернету. В соответствии с программой «Культурное наследие», принятой в нашем государстве, развитие и научное исследование народного целительства продвигается вперед. Из-за правящей ранее идеологии и односторонних понятий в науке, традиции народного целительского искусства не были специально изучены. Исследование и восстановление исторических и культурных ценностей нашего народа, способствование продолжению их из поколения в поколение реализуется патриотами своего народа, учеными нашей ассоциации. Целительство начинается со слова, с целительного слова, продолжается национальной традицией и поднимается на новую ступень со знаниями и практикой в области медицины. Здоровье – главное богатство, первое богатство. Оздоровление идет от целебного лечения, от здорового образа жизни и связано оно с общественной поддержкой этих культур. Целительство относится к национальному богатству. Целительное лечение – это способ продления человеческой жизни, возвышения взаимосвязи между человеком и природой, человеком и миром до мировоззренческого уровня. Традиции целительства казахов издавна созвучны с восточным целительством. Исторически сложились методы лечения болезни людей с помощью растительного и животного миров. И сегодня эти методы вновь зарождаются, и люди обращаются за помощью в оздоровлении, восстановлении здоровья к знахарям, баксы, лекарям. И с каждым днем необходимость в них, в их многолетний опыт лечения растет. Человек и природа существуют в единстве, все, в чем нуждался человек, дала природа – человек наблюдал, как животные лечат свои раны с помощью минеральных вод, глины, мумии и т.д. и использовал эти способы для своего оздоровления. Через годы и поколения накопленные методы лечения положили основу системы народного целительства, которая дошла до нашего времени как наследие наших далеких предков. Простое нетрадиционное целительство превратилось в систему традиционного лечения. Великий целитель, живший XV в. Отейбойдак Тлеукабылулы 1466-1473 гг. во дворце аль-Акорда хана Аз-Жанибека написал медицинский энциклопедический труд «Шипагерлік баян» («Трактат о целительстве»), изложенные в нем знания и навыки целителя способствовали заложению основы современной научной медицины. Переправленный за границу «Трактат о целительстве» вернулся в свою родину лишь спустя полвека, и не в полном объеме, а только четверть всей записи. Это было в 1994 году. С тех пор ученые изучают данный труд, и дают только положительные оценки. Жившие до средневековья великие ученые-выходцы из Средней Азии и казахской земли, известные всему миру аль-Хорезми, аль-Бируни, аль-Разани, Абу Наср аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Абу Али Ибн Сина и т.д. продолжили и развивали этические медицинские учения Гиппократа, пополняли его опытом целительного лечения. И целитель Отейбойдак тоже черпал знания из трудов этих ученых. Целительное лечение ценно народной практикой. Среднеазиатские ученые развивали медицинские знания народными и восточными традициями. В силу того, что ученые не отстраняли лечение от науки и народной практики, о восточном целительстве миру было известно задолго до западного целительства. Ученый О.Тлеукабылулы дополнил новыми требованиями теории Гиппократа «четыре качества четырех соков» и приводил в соответствие с традициями лечения своего народа. Так написал национальный медицинский энциклопедический труд. Классификация целителя человеческой крови на четыре группы: «арам қан» (нечистая кровь), «адал қан» (чистая кровь), «құтырған қан» (кровь бешенства), «қанды ірің» (гной с кровью), и его заключение о том, что здоровое человеческое тело состоит из единства 10-и разных материальных движений как жара, холод, сухость - жидкость, твердость - мягкость, принятие - выпускание, активность - отдых, что они имеют шесть оснований – пространство, обиталище, свет, темнота, жара, холод – устанавливает тот факт, что уровень и научность казахского целительства были развиты еще в XV веке. Для нас ценны исследования традиционного народного целительства и его научных основ, не утративших свои силы со времен появления человечества. Сейчас появляются новые сведения об известных и неизвестных степных ученых, баксы-жырау и би-импровизаторов, оставивших после себя огромное духовное наследие о целительстве в истории казахского народа. История традиции целительства нашего народа кроется в глубинах времен. Развитие простых народных лечебных традиций содействовало формированию чистого поколения нации. Такие благие идеи дали свои плоды. При таких случаях казахи говорят: «Умершие ожили, погасшие зажглись!». Необходимо анализировать прошлое, настоящее и будущее народного целительского искусства с этно-философской и психологической точки зрения и изучать в связи с культуроведением. В изучении истории целительского искусства оказали огромную помощь записи русских географов, врачей и путешественников, а также казахского ученого Ш.Уалиханова о национальных особенностях народного целительства в XVII-XVIII веках. «Трактат о целительстве» О. Тлеукабылулы, во-первых, труд, который объединяет ученых в области энциклопедической медицинской и многоотраслевой гуманитарной наук, во-вторых, написан на основе национальных этнических, философских и психологических взглядов и этнологии. Его научное содержание высоко оценивается казахскими и зарубежными учеными. Отейбойдак Тлеукабылулы с уважением относился к трудам ученых, живших до него, признавал их, оценивал по достоинству, о чем повествуется в «Трактате о целительстве». Например, он дает справедливую оценку и своим знаниям и знаниям других ученых: «Пусть будет Абу-Насыр, пусть Жусуп Баласагуни, пусть это буду я – мы все идем одним путем и одним желанием. Они отличаются от меня только стихами, рассказами. При этом общее для нас троих заключается – «Сосуществовать в мирное время». Благодаря знаниям и опыту великого ученого-целителя Отейбойдака Тлеукабылулы ученые медицины открыли и реализовали открытия на основе более чем десяти наук. Например, открытия о материальном понятии жизни, о вакцинации против оспы, работы мозга и кровообращения, методы лечения холодной водой в мировой науке приписывали таким ученым, как Ф. Энгельс, Э. Женнер, да Винчи и П. Иванов, сейчас известно, что все эти способы лечения были написаны пять веков назад в трактате целителя Отейбойдака Тлеукабылулы, и успешно использованы на практике. Это доказывает, что история традиционной народной медицины казахов народа началась в далекие времена. Это может служить научным обоснованием развития национального целительства. Доктор медицинских наук, профессор А.Нурмухамбетулы, проводивший специальное исследование и установивший научное определение труду великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве», сделал заключение о важности его труда: «Наш предок Отейбойдак – ученый с большой буквы, врач, впервые положивший основу медицинской науке, практике и теории здравоохранения...», это подчеркивает исключительную ценность труда целителя. Возвращение к родному народу «Трактата о целительстве» Отейбойдака Тлеукабылулы к концу двадцатого века открыло путь к определению роли целительства в казахской науке. «Трактат о целительстве», познакомивший мир с искусством целительства казахского народа, предназначен не только для медицины. Он может служить литературе, истории, этнографии, философии, психологии, астрономии, этике, эстетике, юриспруденции, фармакологии, метрологии, математике и другим областям науки. Народное целительство еще не полностью показало свои научно-справочные методы. Однако становится больше казахских ученых медицины, которые не только признали эту истину, но и доказывают в своей практике эффективность взаимосвязанности народного целительства и медицинской науки. Например, имена профессоров, докторов медицинских наук Советского времени Е. Оразакова, С. Карынбаева, С. Суханбердина, ученых-врачей М. Кожабекова, А. Айбакына, З. Шашкина и других занимают почетные места в истории народного целительства. С приобретением независимости появилась возможность глубокого изучения трудов наших известных ученых, научного анализа загадок культуры целительства. Сегодняшние ученые – профессора, доктора медицинских наук А. Алдашев, Ж. Алимханов, А. Ракишев, Ш. Абдуллаев, А. Есенкулов, А. Жаканов, А. Нурмухамбетулы, Т. Шарманов, Т. Момынов, К. Рахимов, Е. Абилкасымов, Керимбек Ермахан, доценты, кандидаты медицинских наук – Т. Бекенов, Т. Толендиев, Т. Турекулов, А. Умешулы, а также авторых нескольких монографических научных книг, ученые-исследователи З. Кожалымов, У. Абдираман, доктора наук, профессора, философ Ж. Молдабеков, педагоги-филологи – М. Жолдасбеков, Д. Масимханов; психологи-педагоги – К. Жарыкбаев, Т. Алсатов, C. Курбанкожа және и другие ученые и исследователи разносторонне выражают свои мнения и надеются на светлое будущее казахской народной медицины. Профессор М. Жолдасбеков приходит к следующему выводу: «Если бы не надписи на памятниках Орхона VII века и воссоединение известных фактов, то по сей день мы не были бы знакомы с некоторыми периодами, в особенности с определенными событиями в истории, касающиеся культуры казахского народа. Особенную ценность имеет труд Отебойдака Тлеукабылулы, написавший об исторических деятелях того времени». Эту позицию наиболее полно раскрывает автор научных монографий, исследовавший на протяжении многих лет народное целительство, профессор, доктор медицинских наук Е. Оразаков: «Только после Великой Октябрьской революции огромное количество культурного наследия стало всесторонне исследоваться и восполнять духовную необходимость следующего поколения. Чего не скажешь про народную медицину казахского народа. Поскольку ранее и в годы Советской власти не было научных исследований посвященные данной теме…». Об этой истине говорит ученый-медик Т. Бекен: «Из-за отсутствия рукописных материалов об этапах пика народной медицины, данная тема все еще остается исследованной не полностью. Корни народного целительства казахского народа являются народным наследием, которое передается с древних времен из поколения в поколение на протяжении многих веков. У нации, не имеющей народной медицины, не было бы ни будущего, ни жизни до сегодняшнего дня. Основой современной медицины также является народное целительство, то есть, кто может опровергнуть, что это народная медицина». На протяжении многих веков народное целительство не раскрывало своих таин, и наука тоже не может точно сказать, когда раскроется эта загадка. Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы разделил целителей на две группы: Болжамалы (лечение путем предвидения) и Дарымдаулык (лечение лекарствами), а также дал определение 24 видам целителей. Ученый целитель говорил: «Целительство так же относится к одному из видов искусства. Ясно и то, что целитель является искусной личностью. Целитель обязан нести ношу спасителя человека от смерти и обезопасить его от болезненных мучений. Знания целителей бывают высокие или низкие, в зависимости от их стремления и степени восприимчивости». Данные философские выводы великого ученого доподлинно доказывают то, что культура, характер, чистота и образованность полностью совпадают и схожи с теми требованиями, которые ставит перед своими специалистами современная медицина. Однако нельзя говорить, что народное целительство казахского народа полноценно развивалась только с помощью лекарей и великого целителя Отейбойдака. Необходимы очень глубокие исследования. Только при постоянном пополнении своего багажа знаний и практики учеными с большой буквы, при постоянных поисках и почтительном взгляде на учения других, народное целительство будет процветать и развиваться. С особенностью можно отметить научные конференции и заседания, посвященные труду великого ученого-целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве», и проведенные в 2004-2010 годах семь Международных научных теоретическо-практических конгрессов и форумов (Алматы-3, Шымкент, Туркестан, Тараз и Астана) на разные темы народной медицины, организованные Ассоциацией народных целителей Казахстана. Было важным и огромным влияние первых крупных собраний, проведенных в нашей стране, на то, что народное целительство казахов стало известным не только в нашей стране, но и на мировом уровне, на пропаганду и внедрение в систему научного исследования, повышение уровня познавательного знания целителей и укрепление взаимных отношений между ними. В своей двадцатилетней истории ассоциация два раза была закрыта на короткое время, подвергнувшись сокрушительному нападению семи министерств и комитетов. Ассоциация пострадала от злодеяний, причиненных со стороны группы, специально созданной использующими национальное целительское искусство в своих корыстных целях, На руководителей ассоциации смотрели как на закоренелых врагов. Не прекращались допросы и наказания. Это было первое и последнее нападение заинтересованных в полном закрытии ассоциации групп. Руководство и члены ассоциации подверглись материальному, моральному и психологическому кризису. Немало было среди членов-целителей и тех, кто предал наши идеи и перешел в группы недоброжелателей, хотя ассоциация их направляла в путь истинный и возвышала их знания и славу. В то время создававший план уничтожения ассоциации, имевший большую поддержку и защиту «Республиканский центр народной медицины» Министерства здравоохранения РК за полгода до своего двадцатилетнего юбилея потерял семь тысяч своих известных профессиональных народных целителей и прекратил работу. Сегодня никто не может сказать, где они – действовавшие против ассоциации? Члены ассоциации поняли, что назад пути нет. Также поняли, что не суждено им вечно спотыкаться и падать, и что это было испытанием Создателя. Руководство и члены Ассоциации народных целителей Казахстана не поддавались унынию на пути реализации своих уставных целей и задач. Не обижались на трудности и давления, происходившие с ними, и не сожалели о них. Наоборот, это закаляло их мужество и волю, не отрекались от целей, падали, но поднимались, почувствовали свои права на реализацию таинственного искусства целительства наших предков. Так добились создания научной основы целительства и внедрения ее в научную систему, в результате чего были написаны более пятнадцати познавательных монографических трудов и учебников, были опубликованы более тысячи познавательных статей воспитательного характера и в теле-радиоузлах проводились важные пропагандистские работы, лечебные сеансы и были даны интервью. Такая масштабная работа находила продолжение в других регионах нашей республики. Со дня образования ассоциации стабильно работает многопрофильная школа повышения квалификации народных целителей, и она содействовала в усовершенствовании знании более двух тысяч целителей. Учеными ассоциации выпускались специальные учебники для целителей и переданы на пользование. Повысился уровень знаний целителей, развивается духовная грамотность. На международных собраниях целителей они показывают свои знания через мастерство целительства. О достижениях ассоциации вещает первая газета «Халық емі» (Народное целительство) (1992-1994), с 2002 года «Шипагерлік баян», пропагандирующая деятельность ассоциации. С 2006 года ассоциация открыла свой сайт в интернете. Успешно выполняют уставные обязательства 24 областных и городских отделений ассоциации с грамотной организацией руководства. С каждым продвижением ассоциации возрастает количество ученых и доброжелателей, положительно оценивающих ее деятельность. Святые достоинства таинственного мира – луч и дар Создателя своим любимым рабам, место воспитания духовного мира народного познания. Это – не оглашаемая тайна Создателя. Такое таинственное явление не подвластно каждому. Ни хан, ни повелитель, ни простой люд не могут отобрать безграничное таинство в человеке. И нет в этом явлении национального ограничения, поэтому все, кто обладает таинственной силой, имеют общую судьбу, общую печаль и радость. В силу того, что члены ассоциации являются многонациональными, они вместе спасаются от западней, расставленных против них и организации. Члены ассоциации знают, что им еще предстоят прохождения через тернии. Они сумеют выполнять свои цели. Это не вызывает сомнения. Доказательством тому служит двадцатилетние достижения ассоциации. Предложение ученых и исследователей, развивающих традиции народного целительства, о необходимости изучения национального познавательного мировоззрения целителей в научном пространстве, внедрения их в научную сферу и использования откроет дорогу в процветание целительской отрасли национального «Культурного наследия».
PREFACE
The new birth of our national hearlers’ culture which is full of mystery. The treatment tradition of our nationality is connected with history and become one of the branches of our culture. It has its own place in history. Our president Nursultan Nazarbaiev suggested us great strategy “Kazakhstan- XVII-XVIII century’s Russian traveler, geographer, doctor and tourist and Kazakh scientist Sh.Ualikhanov’s work about national peculiarities of Kazakh healers helped to explore the history. O.Tleukabyluli’s work “Shipagerlik baian” firstly is medical encyclopedia which covers a wide range of the humanities science secondly is based on philosophic and physiological ethnic national views. Its historical, scientific meaning receives high appraisal between Kazakh and foreign scientist. Oteboidak Tileukabyluli could appreciate at its true values pervious scientists’ works. Also he discovered more than ten methods of cure such as vaccination, brain and blood pressure, throwing cold water etc. two-three centuries before Ph.Engls, E.Zhenner, Da Vinshi and P. Ivanov did it. Scientist, doctor and Professor A. Nurmukhambetuli said “Oteboidak was the first creator of medical science, rules protecting health and great scientist and doctor. Oteboidak died in the end of XX century. And his work “Shipagerlik baian” can identify not only medical, also its linguistic, literary, historical, ethnographical, philosophical, psychological, astronomical, ethical, aesthetical, legal, pharmacological, mathematical role in science. During Soviet union there were many scientists such as doctors of medical science E. Orazakov, S.Karynbaev, S.Sukhanberdin, doctor-scientist M.Kozhabekov, A.Aibakyn, Z.Shashkin and others have particular place. After sovereignty we could do research works. Today there are professors, doctors of medical science – A. Aldashev, Zh. Alimkhanov, A. Rakyshev, Sh. Abdullaev, A. Esenkulov, A. Zhakanov, A. Nurmukhambetuli, T. Shormanov, T. Momynov, K. Rakhimov, E. Abilkasymov, Kerimbek Ermakhan dosent, kandidat of medical science T. Bekenov, T. Tolendiev, T. Torekulov, A. Omishuli also the author of several monographic scientific books, explorer, scientist Z. Kozhalymov, O. Abdiraman, scientific doctors, professors, philosophers Zh. Moldabekov, teacher, pedagogue philologist M. Zholdasbekov, D. Masimkhanov; psychologist and pedagogue K. Zharykbaev, T. Alsatov, S. Kurbankozha and other scientists and explorer gave their opinion about Kazakh national medicine it can show us that they believe its future. Conferences and meetings dedicated to great scientist Oteboidak Tileukabyluli took place seven times from 2004 to 2010 (three times in Almaty, Shimkent, Turkistan, Taraz and Astana). The themes of conferences were different e.g. theoretical, practical and forums. We carried out the biggest meeting for the first time. It could help us to explore, to improve healers’ knowledge, and improve their culture and relationships between them.
ТЫЛСЫМ КҮШ СЫРЛАРЫ ШЕБЕРЛЕРІ (Арнау) Зядан Қожалымов Ақын, Қазақстан Журналистер Одағының мүшесі Көңілді мейман менен шипагерім, Сағынып ел ішінен келгендерің. Қазақта тәуелсіздік орнағалы, Сұрағандар көбейді емші жайын.
Тылсым күш сырлары шеберлері, Елінің де аталды-ау, кемеңгері, Халық ішінде аталған киелілер, Отаны тарихынан орын алды.
Қауымдастықтың мерекесі аталғаны, Алланың бұлда жақсылық жасағаны. Құтты болсын торқалы тойларыңыз, Қауымдастықтың 20 жылы аталғаны.
Емшіні елеусіз адамдардың есебінде, Өзбек хан тірідей де көмбеді ме? Орыстың патшасы замандарында, «Есіауғандар» есебінде кетпедің бе.
Нұрекеңнің нұрлы елі заманында, Тәубе деңдер бұғанда жеткеніңе. Ата-баба рухына тағзым еткен, Елбасын Алланың елге бергеніне.
Біздің елді тәубе де, әлем білді, Еуро мен Мұсылман елі төрін берді. Елбасына қуат берсін Жаратушы, Биік болсын еліңнің мәртебесі
Емшінің толып жатыр ағымдары, Ұйымың жалғыз әлемге танылғаны. Абройларыңды асқақтатты ел ішінде, Елбасының жолдаған «Алғыс хаты».
Тәуелсіз елімізден теңдік құрдың, Тылсым құпиясы сырын білдің. Көре алмайтын күндестер қиялына, Парасатты мәдениетті қарсы тұрдың.
Зерттелді тылсымның сырлары да, Еңбегің айналды оқырман жырларына. Ғарыш, табиғат және адам құпиясы, Оқырманның айналды сүйікті құралына.
Халқымды киесіз деген «Ұлыларда», Елемеді киелі күш сырларында. Тәуелсіз ел тұсында сыры ашылды, Зиядан қажы Қожалымов зерттеуінде.
Өткізген конгрес пен форумдар да, Ғалымдар ұғынды құпия ғылымында. Өшкен оты киенің қайта жанды, Сый болсын о дүниелік бабалар рухына.
Елімде Нострадамус пен Ванга да бар, Ел тарихы қойнынан шығып жатыр. Тани білсең бойыңдағы қасиетіңді, Жаратушы да сәулесін төгіп жатыр.
Шежіресінде халқының жазылмаған, Ғұламалар төрінен орын алған. Жаһангер ғүламалар көшін бастап, Шипагер Өтейбойдақ дараланған.
Фараби мен Баласағұннан ілімденген, Өтейбойдақ бабаң бар әлем білген. Бес жарым ғасыр уақыт өтседағы, Палсафалық бір сөзі де өзгермеген.
Шипагерлік ежелден дәстүрлі ілім, Өйткені ол халыққа жақын ұғым. Медицина ғылымын қалаған Өтейбойдақ, Екінші Ибн Сина атанды, тәубе дегін.
Қамтылмаған тақырып қалмады ғой, Жеті рет конгресте аталды ғой. Майқы би, пір Бекет, Машһүр Жүсіп, Шәкәрім Қорқыт Ата, Қойлыбайда, Тылсым ғылымында да танылды ғой.
Бір қауым осыншалық еңбек етсе, Алланың ризалығына батқаны да. Көшіңіз тоқтамады алға жүрді, Көре алмас бөгіделер оғын атқанына.
«Халық емі», «Шипа баян» газетін, Атанды бұл күндері үн қағазың. Қазақ, орыс, ағылшын тілдерін де, Тарихыңда көрінуде интернеттен.
Шипалық ауыр жүгін көтердіңдер, Қателігін басқаның кешірдіңдер. Емші деген атағың жарқырауда, Аманатын ата-бабаның өтедіңдер.
Дүние бір қисық жол бұраңдаған, Бабалар тілегі орындалуда ұрпағынан. Туған жердің киесі жатсынбайды, Абыройға ие болыңдар жан-жағыңнан.
Еңбектері еленді емшінің ел ішінде, Сын көзбенен қарауда көп ісіңе. Иманың мен адалдығың алда болсын, Көпшілік мән береді сенің жүрісіңе.
Көтердіңдер сынақтың ауыр жүгін, Бұлда сенің білсеңіз адамдығың. Жиырма жылдай күзетіп қауымыңды, Мақтан, аңсаған жемісіне жеңісіңнің.
Шашу шаш мерей тойға жеткеніңе, Бабалар сағынып осыны кетпеді ме? Бір Алла қорған болсын ұйымыңа, Кездестірген тағдырдың өткелінде.
Алматы да құрылған қауымдастық, Мерейтойы көбейсін біз тілейік. Адал жүрек, ақ жарқын емшілерім, Қуанышпен амандықта кездесейік.
Еске алғаның жақсы ғой өткеніңді, Танып білдің өзіңнің өткеліңді. Зиядан ақын жырларын тарту етті, Баяндап өткенің мен жеткеніңді.
Алыс, жақын аймақтан келгендерім, Көтерілсін сендердің көңілдерің. Жыр маржаны төгілді сендер үшін, Жеңіл болсын алдағы өмірлерін.
Жаратқан қорғасын жамандықта, Кездесейік сіздермен амандықта. Жалғассын сапарларда сәттіліктер, Жорыйқ тілектерді жақсылыққа. Алматы, 04. 04. 2011.
Халықтық шипагерліктің өркендеу кезеңдері Этапы развития народного целительства Stages of development of national healing
I Тарау Қауымдастық тарихынан Глава I Из истории Ассоциации Chapter I From Association history
1.1 Қысқаша мәлімет – Короткие данные 30 сентября 1991 года был создан организационный комитет для создания Ассоциации народных целителей Республики Казахстан. Председателем организационного комитета был избран народный целитель Международной категории, России и Казахстана З. Кожалымов, а его заместителем – д. м. н. Е. Зарекешев. С 20 по 23-го декабря 1991года в г. Алматы проходил первый Съезд народных целителей РК в котором участвовали свыше двухсот народных целителей из 15 областей и г. Алматы, а так же представители государственных и общественных организаций. По решению участников Съезда принят Устав и Положение РОО «Ассоциации народных целителей Казахстана», избран руководящий состав Ассоциации. Президентом АНЦК был избран народный целитель З. Кожалымов. Первым вице-президентом был избран д.м.н. проф. А. Р. Чокин, вице-президентом – журналист Б. Айнабеков, Генеральным директором к.м.н. Т. Бекенов, научным секретарём – д.м.н. Е. Заркешев. На основании Устава и документов принятых на Первом Съезде целителей РК, Министерством юстиции Республики Казахстан под регистрационным номером № 0080 от 22 января 1992 года была зарегистрировано РОО «Ассоциация народных целителей Казахстана». С 1992 по 1993 год было организованно 17 филиалов АНЦК. Из них 14 областных и 3 городских. Тогда количество членов Ассоциации достигло более 3600 человек. При Ассоциации была организована школа повышения знаний и квалификации народных целителей, в которой обучалось более 1500 целителей. При Ассоциации с 1992 -1994 года была выпущена газета «Халық емі» (Народное целительство), с 2002 года выпускается газета «Шипагерлік Баян» (Трактат о целительстве). В связи с объединением областей, на сегодня действует 23 филиала. Из них 8 областных, 10 городских и 5 региональных представительств. Количество членов Ассоциации достигло более 5000 человек, из них более 200 человек граждане стран СНГ и других стран мира. В школе повышения знаний и квалификации Ассоциации обучались до настоящего времени более 2000 целителей. О работе Ассоциации написано более 1000 статей научно-познавательного, духовно-оздоровительного и энциклопедического характера. На республиканских и областных телевизионных каналах и радиовещании было проведено более 700 выступлений о народной медицине, природных, Космических и человеческих таинствах. 22 декабря 2001 года на X Сьезде отметил 10-летие юбилея о создании Ассоциации с участием более 350 делагатов и 22 декабря 2006 года Ассоциация на XI Съезде отметила свое 15-летие, был переизбран состав Президиума, Президент и вице-президент АНЦК. Президентом Ассоциации вновь избран З.Кожалымов, а вице-президентами – Е. Мырзагельдиев, А. В. Бодров, Ж. Сарсенбай и 2008 году избран вице-президентом по науке к.п.н., профессор С. Курбанкожа. С 2009 года в июле месяце на XIII Внеочередном Съезде АНЦК избран на должность вице-президента К. Кумаров, Е. Мырзагелдиев освобожден от должности вице-президента в связи с переходом на другую должность. Руководителями и членами Ассоциации издано более 37 книг методического, исторического, духовно-воспитательного, научно-познавательного и монографического характера (в объёме более 430 печатных листов). При Ассоциации под руководством президента АНЦК З. Кожалымова и других специалистов создана школа повышения квалификации и знаний народных целителей по специальностям: народное целительство, биоэнергетика, космоэнергетика и духовное целительство. А также под руководством ученого-иследователя З. Кожалымова работает научно исследовательский центр по исследованию форм, методов и новых направлений народной медицины, космоэнергетики и духовного целительства. И продолжается научное изучение энциклопедического труда «Трактат о целительстве» великого мыслителя и ученого, целителя ХV века Отейбойдак Тлеукабылулы в совместном исследованием кафедры историй философии и культурологии и психологии при КазНУ. В результате исследований вышли из типографии научные монографии З. Кожалымова под названием «Целительская традиция и философия» с утверждением ученого Совета указанной кафедры в качестве учебника по истории народной медицины в различных учебных заведениях. За время существования Ассоциации было проведено тринадцать Съездов (очередных и внеочередных), на которых четыре раза приняты изменения и дополнения к Уставу Ассоциации. Более 170 членов ассоциации являются «Почётными членами» Ассоциации. Из руководителей и членов Ассоциации 38 человек были избраны действительными членами (академиками) общественных академий Международных, Российских и Казахстана, а именно Академий Проскопических наук имени М. Нострадамуса, Экологии, Духовного целительства РФ, Народной медицины и космоэнергетики РК. 63 человека получили звание “Духовного целителя мира и Казахстана”, 56 человек были удостоены звания “Магистр восточной медицины”, около 100 человек были удостоены звания “Магистр народной медицины, космоэнергетики и хилерства РФ и РК”, 17 членов удостоены звания «Лучший целитель 3-го тысячелетия», 86 членов – «Профессиональный почётный народный целитель РК». Передовые целители награждены медалями (Гиппократ, Коркыт-ата, Отейбойдак, Беккет-ата, Почетный член Ассоциации и известный баксы Койлыбай) и Почетными грамотами, благодарностями АНЦК РК, РФ и других государств. Под руководством президента Ассоциации проведены 7 Международных конгрессов и форумов по народной медицине РК по темам: “Прошлое – Настоящее - Будущее” (г. Алматы, 16-18. 09. 2004), “Нетрадиционная народная медицина РК” (г. Алматы, 24-26. 09. 2005), «Искусство Баксы в народной медицине РК» (г. Алматы, 22-24.07.2006), “Развитие народной медицины Средней Азии и Казахстана” (г. Шымкент, 26-28. 07.
| ||
| ||