ХАЛЫҚТЫҚ ШИПАГЕРЛІКТІҢ БӘЙТЕРЕГІ

ФЛАГМАН НАРОДНОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

LEADER OF NATIONAL HEALING

7

 
На главную                                                                                                                                                          Вернуться

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21
  22  23  24  25  26  27   28  29  30  31  32


 

 

 

2.2 Отейбойдак Тлеукабылулы - основоположник целительства

 

С приобретением независимости казахского народа к ряду имен великих ученых ХV века, которые в виду различных исторических событий оставались неизвестными присоединилось и имя ученого целителя чистой силы Отейбойдака Тлеукабылулы (1388-1485). Его труд под названием «Трактат о целительстве» раскрыла новые возможности в изучении истории и традиции целительства. Причиной возникновения труда О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» во-первых, является его знакомство с правой рукой хана того времени Жиренше шешен; во-вторых, довольствие хана аз Жанибека за грамотный ответ его вопроса; в-третьих, его записи начиная с восьми лет обо всем, чему он научился у своего отца целителя Тлеукабыла и своего народа; в-четвертых, показатели результатов его собственной практики; в-пятых, влияние трудов великих мудрецов Востока и Средней Азии;  в-шестых, его преданность своему народу, родине и наукам.

Большой энциклопедический труд «Турлаулар» /«Постоянства»/, состоит из введения: трех частей под названием «Каныкталгы» (Определение), «Нарыкталгы» (Диагностика) и «Дарымдылыгы» (Терапия). Несмотря на то, что три четверти части энциклопедического труда великого целителя отсутствует, в части под названием «Каныкталгы» он дает определение о целительстве, во второй части «Нарыкталгы» описаны конкретные научные способы определения болезни человека, и в третьей части «Дарымдылыгы» представлены пути излечения болезни человека. Все описанное в труде этого великого целителя практически ни чем не отличается от современных медицинских достижений. Благодаря научному достижению труда великого целителя О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» простое народное целительство казахского народа возвысилось на мировой научный уровень и это стало основой для его вступления на научный путь. Великий целитель стал основателем уже имеющейся частицы философии национальной культуры «философии народного целительства».

На пути научного развития учения о народном целительстве казахского народа О. Тлеукабылулы в своей степной лаборатории открыл 1108 видов лекарств, 858 видов целебных растений и частей животных, более 60-ти видов смесей из металлов-металоидов /возможно было больше/. Во благо людей целитель открыл 1050 названий целительского лечения, 4577 видов лекарственного лечения /конкретнее около 13000/ и более 430 внутренних и наружных анатомических названий, данные факты, во-первых, являются доказательством того, что в ХV веке на территории казахской земли на высоком уровне развивалась наука о фармакологии. Во-вторых, они показывают, что научные выводы целителя о народном до него и в современном мире практически не имеют различий. В третьих, его вечное наследие своей нации о защите, сохранении и улучшении здоровья человека как бы прокладывает путь к искусстве народного целительства казахского народа.

Народное целительство – это такая же сила, которая передается генетическим путем из поколения в поколение. Разъезжая по своему народу, определяя болезни, проводя лечение и развивая свою практику и научные знания О.Тлеукабылулы одновременно обогащал целое учение – науку. Относясь с почтением к здоровью будущего поколения своего народа он всегда записывал все новое увиденное, услышанное и изученное. По поручению казахского хана того времени Аз Жанибека в период 1466-1473 годов в ханской орде /г.Чу, Козыбасы/ в возрасте от 78 до 85 лет он написал «Трактат о целительстве» в 5000 страниц, однако хану так и не удалось познакомиться с этим трудом из-за его неожиданной кончины.

Когда Аз Жанибек хан впервые познакомился с О.Тлеукабылулы, он устроил ему проверку знаний и в результате высоко оценил назвав «Целителем чистой силы». Это почтение доказало, что он был грамотным во многих областях науки. Его печальная мечта началась сбываться по прошествию пяти веков [1, 16 с.]. Несмотря на то, что великий целитель в написании «Трактата о целительстве» основывался на научном целительстве, он все же смог сохраняя этнический стиль соединить воедино язык, религиозное воспитание, культуру, литературу, историческую летопись, этнографию, эстетику, этику, философию, психологию, астрономию, закон, метеорологию, математику, анатомию и физиологию, фармацевтику и другие области науки для того, чтобы была возможность использовать этот труд в целях улучшения здоровья человека.

Когда эта книги была возвращена на родину по прошествию пяти веков, из пяти тысяч страниц, к сожалению, сохранилось лишь одна пятая часть. Несмотря ни на что, оставшиеся страницы были изданы в виде отдельной книги /Урумчи, 1994. на арабском языке/ в Китае, а затем труд О.Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» был переиздан и в нашей стране /«Жалын», Алматы, 1996 ж./, что не осталось без внимания ученых и исследователей. Книга была предложена на многочисленные разносторонние научные анализы, была внесена в план новых научных исследований и выводов. Поскольку научно основанная еще в ХV веке эта книга является доказательством того, что история народного целительства казахского народа начинается с самых древних времен. Данный труд великого целителя О.Тлеукабылулы является не только научно-практической основой народного целительства казахского народа, он так же является знаком приближения к мировому уровню учения, культуры и способов лечения национального целительства. Не случайно ведь он привлекает интерес многих иностранных ученых. Доказательством сему можно привести тот неоспоримый факт, когда в июле 1997 года труд ученого «Трактат о целительстве» был удостоен государственной премии 1-ой категории Китайской народной Республики как «Самая лучшая национальная книга» [38, 2 с.]. Одним из первых поделившийся своим мнением относительно данного труда великого целителя был заместитель начальника Министерства агитации комитета партии Синь-Цзяньского уйгурского автономного района, ученый-исследователь Толеукан Ыбырайулы: «Такие труды очень редко встречаются в нашей истории, данный медицинский научный труд оповещает не только о целительстве, но и о культуре, истории, философии, психологии, астрономии, этнографии, метеорологии, военной науке, этике, эстетике и о многих других  нашего народа. История искусства и знания не разделимы с историей народа. Редкость национальной истории «Трактат о целительстве» является достижением своего времени», – дав свою справедливую оценку [39 (1), 429 с.].

Высокая научная оценка и почтение учения целителя казахского народа учеными миллиардного китайского народа служит доказательством высокого теоретически-исторического статуса традиции целительства нашего народа. О.Тлеукабылулы много читал, познавал, у него было сложено свое философское понимание, он был всесторонним человеком с большой буквы, личностью, который после себя на вечно оставил глубокие философские мысли, выводы.

В действительности, проведение анализа «Трактата о целительстве», его автора только набирает свои обороты. Мы ссылались и на различные привлекательные доводы. Несмотря ни на что, мы посчитали правильным предложить следующую, хоть и слегка длинную ссылку. «Отейбойдак Тлеукабылулы не просто лекарь, он целитель, великий целитель и великий ученый. Представители следующих поколений называют его целителем чистой силы, странником, историком, этнографом, учителем, философом, поэтом, астрономом, биологом, химиком, психологом, географом, знатоком этики и морали. Очень важно уметь понимать такого мудреца как Отейбойдак, к тому же для этого существуют свои причины и ответы.

Можно представлять очень много определений о целительстве. Однако, это единый и привлекательный вид искусства. Целительство – это одно целое и продолжение знаний, науки, искусства, национальных традиций, личных качеств, возможностей и мастерства. Великий целитель открыл множество видов и закономерностей целительства. Для того, чтобы всецело оценить важность целительства недостаточно знание только европейской медицины и практики, целитель должен обладать знанием восточной практики (Китай и Тибет).

Культура целительства – это сила исцеления человека, предвидения будущего и умелого использования лекарств;

это доброе и чувственное отношение к больному;

поиск путей исцеления души и тела, чистоты духовности, служением им;

самый прогрессивный вид образования и практики лечения. На этой основе великий целитель обладал и усовершенствовал 24 вида целебного и предсказывающего лечения;

особенности мушеля (13 годичный цикл) гармонизировал с национальными обычаями и традициями. Он основывается на местный указ, исполнят его беспрекословно;

принимает пришедшего к нему людей как гражданина народа и будущего нации, оказывает особое  внимание;

умение находить целебные свойства окружающей среды и использовать их во благо своих соотечественников;

подчиняться всем запретам религии Ислама. Отейбойдак Тлеукабылулы является для нас примером – распространителем очень сложного и обширного вида искусства. Целительство – это не только лечение болезни. Целебность излечивает, оказывает благотворное действие. Существует еще одно правило, ужесточающее целительство. В его основе заложена следующая заповедь: Берегись ошибок, не опускай своего достоинства из-за недостатков других, не поддавайся посягательству, с трепетом относись к слабым».

На пути развития культуры и традиций народного целительства великий целитель в своей степной лаборатории проводил научные испытания, не взирая на насмешки и подобные действия в свой адрес, он проводил вскрытие тела умершего человека, в Омске содрал шкуру с живой лисы, а в Шалкоде /территория Жетысу/ показывал как ударом камня умирает баран, или пронзив грудь живого барана, отрывая его сердце показывал взаимосвязь функции сердца, мозга и кровяных сосудов с жизнью живых существ [1, 86 с.]

Основой здоровья и продолжительности его жизни целитель называл «Так называемую жидкость крови и желез – это наиважнейшая жидкость всей сущности человека» [3, 13 с.], основываясь на эти доводы он говорил: «Кровь – это составляющая жидкость души» или «Мозг управленец» [1, 188 с.], что получает свою поддержку современной медициной.

О. Тлеукабылулы с помощью собственного способа «Туншыктырма» в местностях без воды лечил людей которые были подвергнуты сильным заморозкам, и когда больные приходили в сознание и говорили «Мне холодно», «я дрожу», «я перегрелся», «я вспотел», «хочу пить» и наконец «я весь вспотел и взмок» целитель прекращал спасательные действия, переодевал больного и напаивал горячим чаем, тем самым продолжал свое лечение и наблюдая до полного выздоровления он обогащал систему народного исцеления целительства. А в водных местностях, целитель использовал метод «Малма» [1, 95 с.], то есть, обморозившегося и нагого человека, не смотря на его попытки выбраться и препятствовать, держал в холодной воде до тех пор, пока тот не приходил в нормальное состояние, и только после, больного вытаскивали из воды, кормили постепенно сначала теплой, а потом горячей едой, что позволяло целителю еще больше обогащать свою практику.

  Эти способы лечения были основаны согласно народной примете «клин клином вышибают», т.е., обморозившегося человека лечили в холодном доме, или некоторое время держали в холодной воде. Это была идея о том, как путем восстановления баланса ослабевшей сниженной энергии человека спасти ему жизнь. Несмотря на то, что в те времена было трудно определить насколько эти способы полезны или вредны, кажется современная медицина совсем не против такого вида лечения, который придумал великий целитель. В свое время напугавший и шокировавший наших современников способ лечения холодной водой П. Иванова,  очень похож на методы исцеления казахского целителя. Именно о таких способах лечения обморожения, отдельных органов и многих других целебных достижениях в своей практике пишет великий целитель. Так же, в этом труде представлены различные способы и виды спасательных лекарственных препаратов используемые при ожоге, которые тоже в свою очередь показывают чистоту и образованность целительства. Для сохранения жизни человека целитель изобрел и воплотил на практике более сотни целительских способов. Он мужественно брался за каждое дело. Овладел мастерством возвращения к жизни тех, кого считали утонувшими в воде или потерявших сознание, подвешивал их ногами вверх и в таком положении держал до тех пор, пока из них не вытечет вся вода и не появятся первые признаки жизни, затем переворачивал их с одного бока на другой и делал искусственное дыхание.

Великий целитель не ставил себя выше других. Во-многих случаях, прежде чем давать больному свои лекарства, он испытывал их на себе, иногда даже чуть не получал отравление, продолжая свое лечение таким образом он изобретал новые способы лечения во имя процветания учения о народном целительстве.

О.Тлеукабылулы в своих заветах писал: «Я дарил свое лечение и безмерно богатым, и очень бедным. Меня никогда не привлекало богатство, достояние и внешняя красота  [1, 40 с.]. Эти слова доказывают то, что целитель был честным, ни за что не променяющим свою честь на деньги, и свою помощь оказывал не взирая на статус, возраст, пол и богатство человека.

О.Тлеукабылулы отдает предпочтение названию целитель, нежели лекарь. Он обучает культуре истинного целителя, это не просто вылечивать больного, а умение определить причины болезни, этапов развития и воспаления, наблюдения за больным до полного выздоровления или обратного воспаления, учитывать все мельчайшие действия и с состраданием   относиться к больному человеку.

О.Тлеукабылулы считает, что целительство – это один из видов искусства. Лекари же пустое создание вида. [1, 80 с.]. Лучше всего называть целительство. Поскольку целительство исцеляет и оказывает свое благотворное влияние, в связи с чем рассматривает целительство в двух видах: Дарымдаулык (благотворное влияние), и Предвидящий будущее. Итак, оценивая по отдельности каждого из 24 целителей и анализируя их возможности и особенности пришел к своим определенным выводам.

По определению О. Тлеукабылулы целители «Дарымдаулык» в лечении больных людей исключительно сами принимали решения, использовали свои целебные методы, помогали облегчить боль, а иногда помогали человеку полностью выздороветь. А Предвидящие целители, как за них говорит название, предвидели будущее, болезнь лечили только опираясь на предположение, использовали лишь легкие методы лечения.

Великий целитель О.Тлеукабылулы считает, что из 18 тысяч миров самые основные шесть, из них трое холодных начала /основа, вода, последовательность/ и три теплых начала /плоть, движение, питание/ существуют в результате взаимодействия их основ. Например, Основа –  имеет теплое начало, вода – основа холодного начала, последовательность – основа темного начала, плоть – основа обитания, движение – основа пространства, питание – основа света. Так же, на долю последних шести основ человека приходятся три теплые основы /самое малое, обитание, нежность/ и три холодные основы /пульсация, боеприпасы, продолжительность рода/, которые определяются как самое малое – основа темноты, обитание – основа жилья, нежность – основа теплоты, пульсация – основа  пространства, продолжительность рода – основа холодного начала и основы этих самых холодных и теплых начал одновременно зависят и влияют на появление, строение и развитие человека, состояние здоровья и причины возникновения различных болезней.

По определению великого целителя: «Болезнь проявляется через холод. А лечение проходит через тепло и жар. Болезнь уходит когда на теле человека выступает испарина пар» [1, 85 с.], воспринимая за основные причины возникновения болезней холод и тепло, находя пути излечения и основываясь на свою целительскую практику он предложил около десяти видов потения.

Автор такой сложной медицинской энциклопедии О.Тлеукабылулы владел многими языками мира, был уникальным интеллектуалом с богатым философским мышлением, и никто не сможет опровергнуть, что он был великим ученым. Житель Алтайского округа СУАР Китая и г. Уримчи  ученый Кадыс Жанабилулы одним из первых содействовал в издании «Трактата о целительстве» в соседней стране, и вот что он говорит: «Издание этого бесценного наследия, которое повествует об областях целительства, истории, философии и астрономии нашей нации, сохранившееся на протяжении многих веков бесспорно будет иметь огромную ценность для наших последующих поколений», – и делится своей радостью [40 (1), 9 с.].

Все мы знаем, что в средневековые города Отырар, Туркестан, Тараз, Баласагун, Сайрам, Сауран, Сыганак и другие города, которых признавали в городах Востока и Аравии были центрами науки, культуры и высокой духовности.

Несмотря на то, что труды великого ученого средневековья, второго Аристотеля Абу Насыр аль-Фараби, родоначальника медицины, философа, Абу Али Ибн Сина, родоначальника математики, астронома Хорезми (IХ-век), Абурайхана Бируни (973-1051), великого ученого и поэта Жусупа Баласагуни написаны на арабском языке, они все же были очень знамениты среди своего народа. Если Абурайхан Бируни в своей книге под названием «Книга о целебных веществах» наиболее полно раскрывает все целебные свойства растений Средней Азии, и учитывая что Абу Али Ибн-Сина в своем труде под названием «Основы целительской науки» описывает различные виды болезней человека, пути излечения и защиты от них, и представляет великое множество целебных лекарств, то можно заметить, что О.Тлеукабылулы перед тем как написать свой труд под названием «Трактат о целительстве» руководствовался вышеуказанными трудами, по своему восприятию развивал собственное учение и умел относиться с почтением к науке великих ученых.

Данный факт показывает, что влияние и этнические особенности медицинских и многих других гуманитарных трудов великих ученых Востока и Средней Азии способствовали в развитии мышления и идей целителя в создании истинного национального целительского учения в философском направлении. Благодаря своему рассудительному учению великий целитель открыл множество видов заболеваний и способов их лечения, которые в свою очередь поделил на определенные области. Так же, он сделал свои выводы на счет возникновения болезней, посчитав, что одними из главных причин являются сезонные изменения, свет и темнота. Великий целитель приходил к выводам, что из-за влияния жара /сезон, сильные солнечные лучи, земной жар, перегрев тела/ и холода /мороз, сильный холод, промерзание/ на организм человека бывают разными в зависимости от времени года, что показывает его научный взгляд на целительство. Целитель любил духовную грамотность, главным своим долгом считал честность и ответственность. Его слова сходились с делом. Он смог подарить своему народу очень нужную и необходимую науку. Меняется время, идут года, но наследие чистой силы целителя Отейбойдака будет жить вечно как солнечные лучи.

Очень радует и то, что в Казахстане «Трактат о целительстве» О.Тлеукабылулы издается и увеличивается количество желающих разносторонне исследовать и писать по нему научные статьи. Однозначно одно, что этот труд по-своему повлияет на историю традиции целительства казахского народа. Вот что по этому поводу говорит академик А. Нысанбаев: «Каждая философская система – это явление, которое появляется из-за необходимости на определенной стадии развития истории человечества. И поэтому, у философских систем древних времен существуют своеобразные познавательные и социально-политические основы, именно по этой причине анализируя философскую систему каждой эпохи, мы всегда должны придерживаться конкретного исторического взгляда», – подчеркивая, что необходимо проводить научные исследования философскому мышлению великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы [41, 11 с.]. Необходимость исследования трудов ученого целителя – является основой и гарантом процветания истории национального целительства.

В своей целительской деятельности он всегда руководствовался мудростью народа о том, что «Кроме перелома все может быть заразным», после чего поделил болезни на передающиеся и не передающиеся, и предложил новый стиль путей профилактики болезни. В книге ученого целителя «Трактат о целительстве» приведены 32 определения различных болезней: /проказа, бородавка, краснуха …. и т.д./, шесть видов наружных ран: /фурункул, одиночная рана, рак челюс-ти …и т.д./, 5 видов болезней, 3 вида ожога, 3 вида заболеваний в последствии укуса ядовитых насекомых /змея, скорпион, паук, 2 вида обморочных болезней, 3 вида замерзания, 4 вида сумасшествия /эпилепсия, скрытость, сумасбродство, полоумие/, 5 видов бесплодия /импотенции/ встречающийся у родителей, 2 вида заболеваний нервной системы /слабость нервов, бессонница/, 9 видов болезней вследствие изменения структуры конкретных органов /зарастание зубов/, изжога и вздутие живота, кровотечение из носа и нарушение в росте, кровоизлияние, 4 вида кровоподтеков в кале, 5 видов ноющей боли в организме /зубная боль …/, 4 вида переломов /перелом, сильный перелом, перелом вдребезги и т.д./, 3 вида тошноты /от еды, беременности/, 10 видов опасных инфекционных заболеваний и многое другое. Конечно, можно было привести еще более подробные и тщательные определения, но в виду трагического уничтожения остальных частей книги это не предоставляется возможным.

  Будучи патриотом своей нации О.Тлеукабылулы в целебной деятельности всегда придерживался народной мудрости «Народ – ценный источник знаний. Если говорит народ значит это истина», и при лечении различных заболеваний предложил 6 видов лечения горячим песком, грязью и паром. Капталгы булау, бапталгы (лечение горячим паром), сакталгы (лечение паром при высокой влажности), какталгы (сухой пар), накталгы (узловой), шапталгы (горячий песок), а так же 11 видов массажа /узловой, надавливание, круговой, втирание, поглаживание и т.д./ и около десяти видов обрывания представлены очень простым и понятным языком [1, 365 с.].

В своем труде целитель в основном обращает внимание на людей, которые имеют свойства сглаза, от сильной энергетики которых, в большинстве случаев страдают дети, доказывая свои слова он представляет отличительные знаки на теле этих людей с отрицательной энергетикой и предлагает пути защиты от них [1, 146 с.]. Несмотря на то, что этому великому целителю не было суждено встретить вторую половину, воспитывать детей и ощутить прелести семейной жизни, он всю свою сознательную жизнь целиком посвятил целительской науке.

Согласно воспитанию его отца целителя Тлеукабыла придерживаясь правила «Один из сорока людей – Кызыр, а каждый седьмой – святой», он создавал лекарство изготавливаемое из примеси 41 ростка и семи целебных трав, которые он собирал из сорока различных местностей /горы, холмы, впадины, песчаные местности, каменистые, водные, лесные и т.д./ и предложил 3,5,7,13,21,25,41 дневный способ целебного лечения. Подводя итоги, хочется отметить, что Отейбойдак Тлеукабылулы путем исследования целебных свойств всех растений своей родины проявил себя как грамотный целитель с глубокими знаниями, практикой и специалистом с большой буквы в области фармакологии [1, 314 с.].

Вот что пишет казахский ученый фармаколог М. Кожабеков в своей книге под названием «Целебные растения» о целебных растениях: «На вопросы о целебных растениях впервые ответил греческий врач Гален, живший еще до нашей эпохи. Он описал более двух сот видов растений, которые использовал в свое время. Однако ученый не смог ответить на вопрос почему растения обладают целебными свойствами»  [42, 3 с.]. И вот что по этому поводу высказывает ученый врач П. Массагетов: «Если и нужно перед чем покланяться, так это перед растениями. Все необходимое для жизни человек получит именно из растений», – подчеркивая свое особое отношению к дару природы и жизненные связи между человеком и природой [43, 5 с.]. О чем говорят мудрые слова «Человечество, берегите матушку природу».

Так же, можно заметить, что некоторые познания и взгляды О. Тлеукабылулы на целебные растения очень совпадают с взглядами греческого врача Галена. Великий целитель писал о многих действующих лекарствах, но свое особенное внимание он обратил на рак пищевода: «Эх вырезать бы грудину. Убрать бы больную рану. Тело бы вылечить, исцелить. Эх затем бы его заново зашить. Каждую болезнь можно излечить. Но в такое сложное и трудное время какое средство можно применить? И кому ее можно поручить? Все написано Аллахом. Веление Всевышнего нельзя изменить» [1, 362 с.], – что показывает его глубокие научные мышления, предложения в области хирургии и если бы у него были все необходимые инструменты для операции, возможно, он бы вылечил и эту страшную болезнь. О.Тлеукабылулы свою целительскую деятельность осуществлял не только на своей родной земле в Шалкоде. Он побывал во многих городах просторной казахской земли, например Сырдария, Музтау, Хорасан, Омск, Нура, Жезказган, Торгай, Чу, Жар-кент и многие другие города, где он помогал встать на ноги многим заболевшим людям и не забывал проводить свои эксперименты.

Целитель осуществлял не только целительскую деятельность, но и внес свой вклад в современное акушерство: «Если плод ребенка расположен неправильно, то беременную женщину необходимо окутать в высохшей коже домашнего животного, затем по три раза перевернуть направо и налево» [1, 368 с.]. То, что в труде великого целителя представлены более 4600 целебных рецептов, среди них и с помощью кормления, доказывают более раннее существование казахского народного целительства, нежели эпоха самого целителя.

Науку целительства О.Тлеукабылулы не возможно проанализировать лишь одним научным разбором. И вот что он говорил о великих мудрецах, которых называл своими учителями: «По мнению Аль-Фараби Аллах не создавал споров и шумных вздоров. Но по мнению Баласагуна ничего не меняется все вечно под луной»  [1, 379 с.], – подчеркивал этими словами свое почтение и философский взгляд.

Именно поэтому можно заметить что мышление О. Тлеукабылулы очень схоже и является продолжением некоторых основных идей великих мудрецов. Его мысли  показывают, что он был знаком с трудами этих великих мудрецов и перед тем как написать свой труд руководствовался ими.

Труд великого целителя О. Тлеукабылулы написанный в его познавательном понимании, в современном мире мы рассматриваем как труд составленный в научно-практическом и прикладном направлении.

Очень серьезный медицинский труд, который написан руководствуясь на основе познавательной философской идеи того времени по прошествию пяти веков не утрачивает свою ценность, что в свою очередь, в современном мире доказывают определения различных сфер науки. Несмотря на то, что великий целитель был очень образованным, он всегда был недоволен своими знания, говорил что только Аллаху подвластны все знания, так же можно заметить присутствие схожести идей с его предшественниками, великих мудрецов аль-Фараби, Абу Али Ибн-Сина, Ж. Баласагуни и многие другие. Он всегда открыто выражал свои мысли и всегда говорил о необходимости развития интеллекта.

Согласно познанию мира Ходжи Ахмеда Яссауи, человек через пророка Мухаммеда познает Аллаха. Познать Аллаха, означало познать тайны мира. О. Тлеукабылулы тоже был философского мнения о том, что мир создал Аллах  и это можно заметить в его познании и понимании мира.

Вот что пишет в своей научной статье под названием «Медицинские примеры из книги Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» кандидат медицинских наук, доцент КазНМУ А. Омешулы: «Книга Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» это глубокий исторический труд, написанный в стиле восточной медицины, воссоединение нескольких наук для служения медицинской науке и приспособленный для сохранения и лечения самого главного богатства человека – здоровья. Именно поэтому необходимо провести анализ каждого слова из этой книги. Дополнить достижениями современной медицины и сделать из нее основу нашей национальной медицины» [44(2), 54-55 сс.]. Нельзя рассматривать «Трактат о целительстве»  великого ученого О.Тлеукабылулы только как труд о целительстве. В данном труде способы лечения народного целительства казахского народа на научной основе были всесторонне усовершенствованы, так же в этой книге описаны около двадцати научных особенностей из всей мировой науки.

О материальном взаимодействии и развитии веществ пишет Ф. Энгельс в своей «Анти-Дюринг» /1870/, однако целитель О.Тлеукабылулы был уверен, что в результате воссоединения десяти видов материального движения жара и холода, засыхания-холода, впитываемости-высвобождения, твердости-мягкости, бодрости-сна в организме человека они располагаются на следующих шести видах измерения: пространство, среда, свет, темнота, тепло и холод. Человечество – это плод и результат взаимодействия, гармонии этих обитаний. Что является доказательством того, что великий целитель на 400 лет раньше сделал открытие о материальном толковании жизни чем Ф. Энгельс [1, 19 с.].

В современной медицине автором вакцины против «оспы» признают английского медика Эдуарда Женнера. Считают что это открытие сделано в 1796 году, однако наш великий предок во время возникновения опасности этой болезни на территории казахской земли 360 лет назад в результате многочисленных поисков и экспериментов в своей степной лаборатории придумал простую народную вакцину и спас свой народ от этой ужасной болезни  [1, 20 с.].

Всемирная наука считает, что первые исследования в области функции мозга, сердца и кровообращения человека были сделаны Да Винчи, В.Гарвей, Г.Галилей и другими, однако О.Тлеукабылулы все перечисленное определяет за сто лет в своей степной лаборатории [1, 188 с.]

О. Тлеукабылулы путем проведенных исследований в своей степной лаборатории составил перечень 12 внутренних и 12 наружных частей человека, определил их функции, доказал их взаимосвязь и пришел к выводу «ключ к существованию – это кровь», «ключ исцеления – это железа (мед.)» [1, 70 с.]. Он проложил путь к хирургическому способу лечения и на своем родном языке представляет перечень более 430 вида наружных органов человека для науки анатомии. Это можно с гордостью назвать национальным достижением народного целительства.

Великий целитель предлагает 4577 целебных рецептов национальных блюд для использования в лечении.  Так же, соблюдая все правила приготовил около 1300 целебных примесей, которых получил из 858 видов различных расте-ний, более 300 видов частей животных и около 70 примесей металл-металойдов [1, 335-360 сс.]. Все эти составляющие он собирал на сорока различных местностях [1, 314 с.] и руководствуясь цифрами 41 и 7, которые в сознании казах-ского народа считаются священными, приготовил 1050 видов различных лекарств и применял их в 3, 5, 7, 13, 21, 25, 41 дневной период, в зависимости от степени болезни, что в свою очередь показывает особую изобретательность целителя и верность своему делу. Перед тем как давать больному свои лекарственные препараты, он сначала пробовал их на себе, иногда дело доходило до сильных отравлений, однако несмотря ни на что, во имя сохранения здоровья своего народа он всегда действовал с особым героизмом.

Современная медицина не в силах воскресить тех, кто больше полувека лежал в холодильной камере, перемерз и утонул. Однако великий целитель используя очень простой способ «Туншыктырма» возвращал с того света считавших умершими. Например, утонувших он подвешивал ногами вверх до тех пор, пока вся вода не вытечет из его организма, после чего использовал свои целебные методы лечения и те возвращались к нормальной жизни.

Сейчас широко применяется способ П. Иванова излечения водой. А целитель О.Тлеукабылулы даже в те времена, для восстановления энергетики внутреннего и наружного биополя человека, больных с очень высокой температурой держал на морозе и купал в холодной воде. Из чего следует, что метод исцеления водой П.Иванова О.Тлеукабылулы открыл и использовал более чем пять веков назад, что в свою очередь определяет далекие корни нашего народного целительства.

В его труде можно заметить, что степной мудрец сделал свой вклад и в науку закона. В своем труде великий Отейбойдак пишет о том, что для сохранения чистоты поколения и здоровья Аз Жанибек хан издает указ о запрете жениться /в противном случае смерть обеим сторонам/, целоваться, вступать в интимные отношения, если предки обеих сторон являются родственниками до седьмого колена. В случае неповиновения виновников наказывали изгнанием, избиением кнутом, штрафованием, позором, вплоть до смерти [1, 43 с.].

Если сравнить данный указ Аз Жанибека с «Жеты жаргы» Тауке хана, то он принят на 240 лет раньше. Наблюдая за этим, можно сказать что это был первый вкладом великого предка в законодательство нашего народа.

Ученый целитель так же увлекался наукой астроно-мии, в связи с чем пришел к выводу о том, что небесные звезды влияют на здоровье, характер и поведение человека, определил существование 8 видов звезд в человеке и что у каждого человека существует своя собственная звезда. Это показывает личное познание великого целителя, которое и по сей день полностью не раскрыто.

 Он так же доказывает, как в зависимости от настроения человека изменяется цвет его звезды, что влияет на его здоровье.

По мнению целителя день, месяц, год рождения ребенка, его имя, четное или нечетное число влияют на его характер, судьбу, умственные и другие человеческие способности. Свои слова он доказывает на примере времени рождения в полуденное время Майкы би, который был главой народа, оратором, святым и предсказателем. Из этого следует, что и в те времена обращали внимание на тайны потустороннего.

Великий целитель наблюдая за луной составил четырех сезонную таблицу прогноза погоды. То, что он поделил сутки на различное время и назвал их рассветом, утренней зарей, утром, полуднем, обедом, полдником, вечером, сумерками и ночью показывает, что в те древние времена в народном целительстве проводили исследование влияния небесных сил на здоровье человека.

Кроме вышеперечисленного, целитель сохраняя национальные наименования составил таблицу названий дней, месяцев и годов. К примеру, названия годов: Сумақты – тышқан – мышь, Маңғаз – сиыр – корова, Айбар – барыс – барс, Секем – қоян – кролик, Сумаң – жылан – змея, Тұлпар – жылқы – лошадь, Иртек – ұлу – улитка, Шопан – қой – баран, Мешін – мешін – обезъяна, Айтақ – ит – собака, Шақырауық – тауық – курица (петух), Қорсықы – доңыз – свинья.

Особенностью современных названий каждого года является порядок года Улитки, которая в таблице О. Тлеукабылулы по счету идет седьмым, а у нас пятым. Перейдем к названиям месяцев: Ергеу – наурыз – март, Көктеу – көктем – апрель (весна), Мезгеу – мамыр – май, Шілдеу – шілде – июль, Тамызық – тамыз – август, Дәндеу – мизам – сентябрь, Сақтау – қазан – октябрь, Күйек – қараша – ноябрь, Қауыс – ықтырғы – ограда, Ырғыс – желтоқсан – деабрь, Қаңтар – қаңтар – январь.

 Наименование недель: Бақтал – сенбі – суббота, Баттал – жексенбі – воскресенье, Сақтал – дүйсенбі – понедельник, Жақтас – сейсенбі – вторник, Аттал – сәрсенбі – среда, Ғаттал – бейсенбі – четверг, Мереке – жұма – пятница.

Очень интересно и то, как целитель вместо цифр использовал названия человеческих органов. Так например, число один – означает рот или нос, два – глаза, три – глаза и нос, четыре – глаза и уши, пять – правая или левая рука / глаза, уши и нос, шесть – рука и рот / рука и нос, ...десять – обе руки, двадцать – руки и ноги и т.д. Какая здесь кроется загадка? Ответ на этот вопрос знает только сам целитель, не раскрывающий своих тайн. Это очень познавательный вопрос. Очень сложный.    

Не взирая на отсутствие в те времена специальных медицинских инструментов для определения болезни, великий целитель О.Тлеукабылулы предлагал ставить диагноз простым, но в то же время особенным национальным способом определения пульса. Именно поэтому, понимая что сосуды являются жизненно важными волокнами, он исследовал все явления пульсации очень органично совмещая с достижениями медициной той эпохи.

В своем «Трактате о целительстве» опираясь на свой многолетний опыт, он так же описывает жизненно  опасные периоды для человека, отрывки грешной жизни и не считавшимися за них годы молодости и младенчества. В зависимости от жизненных достижений и возможностей человека целитель делит его жизнь на пять основных периодов, называемые мушел 25 лет, 37 лет, 49 лет, 61 год и 73 года. Причину определения этих лет как самыми основными и опасными, целитель объясняет тем, что именно в эти годы человек полон сил, находиться в здравом уме и готов на различные смелые поступки, в результате которых велика вероятность согрешения, от чего необходимо по-возможности сторониться советует он. Относя людей в возрасте 13 лет, 85-ти, 97-ми и 109-ти к годам баловни или младенчества, он был мнения о том, что в эти годы невозможно что-либо согрешить, объясняя свои слова опираясь на религиозно-научные доводы.       

Вот что он говорил по этому поводу «Двенадцать годов составляют мушел. В тринадцать лет наступает взрослый период. Многие из людей о святом благе позабыв, живут бесчинствуя людей обманув. Коль есть на плечах голова. Истину не пропустят глаза» [1, 174 с.].

Данный труд великого целителя представляет с собой как очень важный ценный источник познания человечности, честности, верности, правильности, истинного патриотизма, умения быть верным всемогущему Аллаху, его посланнику пророку Мухаммеду и религии Ислам. Например, при различии Халал (чистота) и Харам (запрет) он предлагает строго следовать закону воздержания, есть 91 и питья 85, не тревожить 7, сторониться от 41 и не расставаться с 12.

 

Не тревожить 7-ку:

 

Своего рода национальная культурная традиция, которая учит человечности, нежности, единству и духовной чистоте. Например:

1. Не трогать растения, цветущие весной.

2. Не беспокоить тех, кто плодится и размножается.

3. Не трогать живые орга-низмы.

4. Весной не трогать не поспевшее.

5. Никогда не тро-гать конжат.

6. Никогда не тревожить соседей.

7. Не стоит обижать и оскорблять посланников или странников.

 

Сторониться и опасаться 41 примет и суеверий:

 

Это тоже своего рода национальная культурная традиция, которая направлена на чистоту:

1.      Сторониться столпившихся хитрецов.

2.      Следовать правилу «Не все то золото, что блестит».

3.      Обходить стороной одиноко растущее дерево.

4.      Сторониться одинокого человека.

5.      Сторониться страдающих недугом птиц.

6.      Опасаться перебежавшего дорогу львенка.

7.      Сторониться изгнанника народа.

8.      Опасаться пламенного огня.

9.      Опасаться обозленного человека.

10.  Опасаться раненого хищника.

11.  Опасаться злобного народа.

12.  Опасаться разгневанного человека.

13.  Опасаться обозленного вора.

14.  Обходить священную землю.

15.  Оберегать дастархан (стол, на котором кушаешь; скатерть).

16.  Опасаться сирот.

17.  Опасаться обиженной и обозленной женщины.

18.  Избегать несчастья, опасаться рока.

19.  Сторониться слабых мужчин.

20.  Оберегать почетное место в доме, где сам будешь сидеть.

21.  Сторониться мужчин с женским характером.

22.  Оберегать будущих невест.

23.  Опасаться весенних льдов.

24.  Опасаться незаметных сквозняков. 

25.  Избегать прожорливости.

26.  Опасаться людей с нездоровой головой.

27.  Опасаться любителей получить выгоду от чужой проблемы.

28.  Опасаться стражника иного народа.

29.  Балаткалы иге жугыспау.

30.  Не стоить разнимать дерущихся.

31.  Опасаться не высоких, но колючих растений.

32.  Опасаться крутых обрывов.

33.  Оберегать хлеб да соль.

34.  Сторониться бесхозного скота.

35.  Оберегать священную землю.

36.  Сторониться недобрых ловушек.

37.  Сторониться злого соседа.

38.  Оберегать родные стены.

39.  Оберегать родной порог.

40.  Обходить смертника, встретившегося на пути.

41.  Сторониться могил.

В целом, все эти правила необходимы для того, чтобы воспитать в человеке человечность и духовность, чтобы он всегда был осторожным, с уважением, пониманием и любовью относился к окружающему миру.

Эти правила воспитывают в человеке положительные качества, но так же имеют глубокий философский смысл.

 

Оберегать 12:

 

Ощущение сладости жизни, любви к родине и своему народу позволяют человеку по-настоящему познать радость семейной идиллии. А для этого самой главной задачей является сохранение единства.

1.      В жизненной суматохе всегда оберегай свою душу.

2.      Цени и оберегай свой ум.

3.      Оберегай вождя своего народа.

4.      Оберегай оратора своего народа, он всегда найдет нужное слово в защиту народа.

5.      Один в поле не воин, всегда будь с народом.

6.      Умри, но не дай раскрыть свою тайну.

7.      Какой бы ни была, всегда оберегай свою жену и очаг.

8.      Нет человека без добра, оберегай скотину, которая кормит тебя.

9.      Одинокий человек – никто. Оберегай своих родных и друзей.

10.  Ради сорока шпаг и оружий, не лишайся единственного покрова.

11.  В любых жизненных ситуациях носи с собой свое средство защиты, и во что бы то ни стало, до конца отстаивай свою честь.

12.  Жизнь пролетит очень быстро, поэтому не разменивайся на всякие пустяки.

Эти правила великий целитель писал с мыслями о том, чтобы каждый человек стремился вершить полезные дела, отрекался от бесполезности и даже в самые трудные минуты своей жизни всегда следовал вышеперечисленным правилам.

В своем «Трактате о целительстве» великий целитель представил  множество очень полезных и необходимых идей для современной науки. Доказательством ценности данных идей являются справедливые оценки труда Отейбойдака Тлеукабылулы учеными различных областей науки. Отражением глубокого философского мышления великого целителя является его предположение о том, что вся сущность вселенной состоит из света, воды, земли и воздуха, а человечество напрямую зависит от них.

Данные свои философские взгляды целитель связывает с религиозным поверьем. Аллах создал этот мир всего за шесть дней, а Пятница – считается праздничным днем, поскольку именно в этот день Аллах завершил создание вселенной. Существуют и следующие строки: «Аллах с начала создал свет, но свет пробыл под водой тысячу лет». По мнению великого целителя, перед тем как создать вселенную, Аллах с начала создал владык света и тепла Солнце, Луну и Землю. Солнце и Луна на протяжении тысячи лет были под водой. И только потом, благодаря могущественной силе Аллаха Солнце и Луна были возвышены на небеса [1, 45 с.]. Вот как великий целитель с восторгом описывает его великую силу.

К тому же, он с абсолютной уверенностью писал о том, что родные края каждого человека влияют на становление его характера и сущности. Все мы знаем, что это несомненно очень правильное и доказанное мышление. Эти предложения являются прямым доказательством того, что существование человечества напрямую зависит от света, воды, земли и воздуха. В древнегреческой медицине считали, что земля, вода, воздух и огонь есть основа всего существующего. В последствии, в науке и других народов были определения о том, что в результате непрерывной взаимной связи, баланса и противопоставления указанных основ в организме человека происходят различные процессы обмена. Эти выводы пол-ностью гармонируют с идеями и казахского целительства. Труд О.Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» помимо всего прочего, содержит в себе национальную летопись, богатый словарь древних целительских терминов и очень много открытий в области религии, истории, этнографии, литературы, математики, фармакологи, этики, эстетики, психологии, науки о космосе и других наук.

Именно такие познавательные идеи великого целителя являются отражением его глубокого философского мышления и результатом многолетнего опыта. Глубокая философия и напутственные слова великого целителя направляют человека всегда быть порядочным, любить свою родину, родных и друзей, обходить все плохое и помогают развить богатый духовный мир. «Трактат о целительстве» – это великий, глубокий философский труд, который можно сравнить с чудесами всего света, он еще более прославит историю, культуру и самобытность казахского народа.

Именно поэтому прозванный Шашты Азизом целитель чистой силы оберегал как зеницу ока труд нашего великого предка. И самой главной задачей современных ученых и исследователей является глубокое и всестороннее исследование данного труда в рамках государственной программы «Культурное наследие», доказать, что этот труд бесценное богатство культуры народного целительства казахского народа.

Признать то, что целитель чистой силы О.Тлеукабылулы был великим мастером слова, психологом от Бога, очень образованным и обладателем глубокого философского мыш-ления, является отражением обширности национального целительства, глубины всей его истории.

Великий целитель был верующим человеком, что является объяснением его напутственных слов о святой 7-ке и 41-го богатства. В казахском народе говорят: «Қырықтың бірі – қызыр, жетінің бірі әулие», что дословно означает: «Каждый сороковой гость – кызыр, а каждый седьмой святой». Эти слова, наполненные глубоким философским смыслом направляют человека к духовному богатству и чистоте.

И вот как целитель объясняет понятие святая семерка и сорок одно богатство.

Святая семерка: зерно (основа), хлеб да соль, ум (разум), девушки, солнце, земля и луна.

 

Сорок одно богатство:

 

1.                  Природа – богатство души.

2.                  Жизнь – богатство хана.

3.                  Хан – богатство трона.

4.                  Трон – изобилие счастья.

5.                  Справедливость – изобилие правды.

6.                  Богатство – изобилие чисел.

7.                  Роскошь – богатство внешней красоты.

8.                  Внешняя красота – отражение состоятельности.

9.                  Взаимоуважение – изобилие дружелюбия.

10.              Тулпар (скакун) – богатство батыра (богатыря).

11.              Единство – признак сплоченности.

12.              Бесстрашный воин – богатство копья.

13.              Храбрец – богатство народа.

14.              Изобилие воды – богатство озера.

15.              Труд – богатство урожая.

16.              Взаимная гармония – признак единства.

17.              Искусство – богатство знаний.

18.              Образование – изобилие искусства.

19.              Единение очагов – признак семейного счастья.

20.              Справедливый бии – гарантия цельности народа.

21.              Различные события, праздники – изобилие взаимоуважения.

22.              Саван – богатство ямы (могилы).

23.              Дождь – богатство земли.

24.              Основа – богатство месяца (луны).

25.              Доброе слово – как бальзам для души.

26.              Стихотворная летопись – богатство слов.

27.              Ум – богатство глаз.

28.              Почет – изобилие уважения.

29.              Хороший луг – его богатство.

30.              Щит – хорошая защита.

31.              Трава – богатство для скота.

32.              Огонь – богатство народа.

33.              Вода – богатство всего живого.

34.              Смерть – час его предвестника.

35.              Молодость – изобилие счастья.

36.              Кровь – признак достатка.

37.              Уважение – признак доверия.

38.              Терпеливость – признак выносливости.

39.              Решительность – признак стремительности.

40.              Больной  человек – признак болезни.

41.              Целительское лечение – признак исцеления.

Из данных правил следует, что обладая такими качествами, как уважение, мужественность и терпимость человек может достичь истинного счастья, искусство позволит ему получить хорошее образование, а при уважительном отноше-нии к своему достатку можно добиться исполнения всех желаний.

Великого ученого-целителя Отейбойдака Тлеукабылулы его народ ласково называл «Отеке». Он очень хорошо знал что такое уважение и благодарность. Зная о том, что народ его ценит и уважает, О. Тлеукабылулы взамен ради будущего своего народа оставил бесценное и вечное наследие – это очень содержательный и всесторонний труд «Трактат о целительстве». Благодаря этому труду искусство народного целительства был возвышен на мировой уровень. Несмотря на то, что в те времена этот труд не был оценен по достоинству, в современные дни этот пробел постепенно восполняется нашими учеными и исследователями.

Труд великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» был впервые издан на арабском языке в 1994 году в китайском городе Урумчи под руководством доцента, ученого Азимжана Тшанулы и вот что он пишет по этому поводу в своей научной статье под названием «Возрождение древней культуры»: «Эта рукопись, состоя-щая из трех основных частей и семи книг можно по праву назвать бесценным, поскольку у нас уже есть слаженная система научной медицины, своя наука о фармакологии, своя письменность и литературный язык. Это чудесное явление и особенный дар, который был не под силу ни его современникам, ни нынешнему поколению, стоящего на пороге 21 века. И как тут не радоваться, если по прошествию пяти веков возрождается самое бесценное наследие, которое он нам оставил» [45(1), 10 с.].

На сегодняшний день в целях изучения труда великого мудреца во многих медицинских и национальных университетах нашей страны, в научных учреждениях и общественных объединениях проводятся конференции, семинары и круглые столы, которые представляют широкой публике насколько этот величайший труд бесценен для нашего народа.

Великий целитель в последние годы своей почти вековой жизни говорил: «Несмотря на то, что я не оставил после себя потомков, у меня есть мой «Трактат о целительстве», который в один из прекрасных дней прославит мое имя на весь мир. Для тех, кто сможет по достоинству оценить его и правильно использовать это будет бесценным источником знаний и удовольствия, в противном случае не стоит ждать чего-то хорошего» [1, 34 с.].

Ученые Казахстана и наши кровные браться из Китая не жалеют своих сил для того, чтобы тщательно и всесторонне исследовать «Трактат о целительстве». И вот что по этому поводу думает отвественный редактор за самый первый выпуск книги на арабском языке Каби Ыбырайулы Куаныш: «Трактат о целительстве» это бесценное наследие для того, кто с особой одаренностью может разгадать цели-тельские тайны. Этот труд посвящен не только искусству народного целительства, но является отражением из прошл-ого, которое напоминает нам о забытых традициях, языке и быте.

«Трактат о целительстве» это отражение самого Отейбойдака Тлеукабылулы, который никогда не стремился к достатку, служил только для своего народа, и всегда новые рецепты исцеления в первую очередь пробовал на себе, были и такие случаи, когда он получал сильные отравления и был на волоске от смерти. Он всегда записывал все услышанное и увиденное, если это касалось здоровья человека. Великий целитель удивляет нынешних ученых своим особенным складом ума и глубокой философией. Он всегда трудился только во имя своего народа, будущего поколения, чтобы те не страдали от нехватка знаний в области медицины» [46 (1), 29-30 сс.].

Нельзя сомневаться и в том, что у народного целительства казахского народа есть что внести в историю нашей нации. Так же, с уверенностью можно сказать, что народные целители внесли немалую долю в сохранение своебразной национальной формы. Мы будем очень сильно ошибаться, если будем думать, что целительство нашего народа существует относительно недавно, в противном случае это сравнимо с отречением от своей истории. Признание того, что благодаря труду великого целителя Отейбойдака Тлеукабыл-улы наше народное целительство было возвышено на мировой уровень является доказательством того, насколько высок и вечен дух культуры народного целительства. Целительство – это самая начальная форма культуры нации. Искусство целительства рождается вместе с народом и существует с ней вечно.

Мы надеемся, что новые научные исследования наших ученых и исследователей станут основой для создания единой философии целительства.

                                                                                                                                                                  

 

          
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

                                           pic