Целительская традиция и философия 1 | ||
На главную 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Библиотека | ||
Кожалымов Зядан
ЦЕЛИТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Алматы 2010
ББК 53.9 К 58
Рекомендовано решением научного совета кафедры истории философии и культурологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби. Протокол № 4 от 29. XII. 2008 г.
Рецензенты: Ж. Ж. Молдабеков – д. философ. н., профессор А.Т. Кулсариева – д. философ. н., профессор Г.А. Сарсенбекова – к. философ. н., доцент Б.И. Абирова - д. философ.н., профессор
Кожалымов З.
К 58 Целительская традиция и философия. Монография. – Алматы; «Шалкоде», 2010. – 210 с.
ISBN 978-601-7262-02-0
В монографии представлена в концептуально научном аспекте история народного целительства казахского народа и его духовные связи с Восточной медициной, труды просветителей, народное описание лечения и его виды, а так же, научно-исследовательские справочники с национальной философской позиции об идентичности энергетики биополя человека и культуры лечения, целебных свойств духовного, медитационного и музыкального лечения, пути улучшения здоровья и культуры очищения, лечебные методы и приемы на пути основания учения о целительстве в труде ученого-целителя XV века Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» Книга посвящена ученым исследующим народное целительство, представителям общественных организаций данной отрасли, студентам высших и специальных учебных заведений, народным целителям и широкому кругу читателей.
Монография выполнена под руководством, доктора философских наук, профессора Ж. Ж. Молдабекова
УДК 615.8
ББК 53.9
ISBN 978-601-7262-02-0 © Кожалымов З., 2010. © Шалкоде, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕЦЕНЗИЯ
на научный труд исследователя Кожалымова Зядана по теме «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» (Целительская традиция и философия)
Приступая к научному исследованию данной темы, Кожалымов Зядан на протяжении многих лет непосредственно осуществлял деятельность народного целителя, организовывал и возглавлял Республиканское общественное объединение «Ассоциация народных целителей Казахстана», к тому же, хочу отметить, что он является исследователем с богатым жизненным и профессиональным опытом, в трудах ученого всесторонне исследуется наследие Отейбойдака Тлеукабылулы (1388-1483). В качестве доказательства своих слов, хочу отметить, что он является президентом РОО «Ассоциация народных целителей Казахстана» более 18 лет является автором нескольких монографических книг, организатором ряда международных конгрессов и форумов. Мы, философы, только недавно узнали о том, что врачебный талант и уникальные способности Отейбойдака Тлеукабылулы занимают почетное место в становлении культуры медицины и здравоохранения нашей страны. Однако, труд великого ученого и целителя по сей день остается без внимания, и рассмотрения со стороны современной медицинской науки. Причиной этому является то, что труд великого ученого «Трактат о целительстве» написан в энциклопедическом жанре, на специальном понятийном уровне, на стыке различных наук и на древнем языке. Поэтому медики, лингвисты, педагоги - психологи, философы ограничиваются использованием лишь некоторых частей и теоретических материалов из вышеназванного трактата. Ранние исследования ученых предназначенных тематике целительства Отейбойдака Тлеукабылулы не смогли продвинуться дальше уровня общего государственного рассмотрения или методологического изучения. Этот труд ученого относится к самой первой философской научной разработке, в котором параллельно исследована культура народного целительства и книга Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве». Отейбойдак Тлеукабылулы – ученый-энциклопедист, один из первых основателей научной и национальной системы восточной медицины. Эту личность по праву можно назвать «вторым Ибн-Синой» (Авиценной) в искусстве целительства восточной медицины. Но к сожалению, научные исследования в данном направлении ведутся не на должном концептуально-логическом уровне. Первая глава исследования называется «Культурная соизмеримость Восточного и казахского целительства». В этой главе рассмотрены виды и основы целительства, методы и приемы лечения. Во второй главе под названием «Познавательная и воспитательная значимость культуры лечения» особенное внимание уделено энергетике биополя человека, потенциалу духовного и медитационного лечения, а так же различным методам улучшения здоровья. К идейно-теоретическому и прикладному началу исследования относятся новшества восточно-тибетской медицины, его основоположники: аль-Фараби, Ибн-Сина и др., теории ученых Средней Азии, наследие Отейбойдака Тлеукабылулы, виды и практика народных целителей, мнения и выводы современных ученых медиков, относительно исследуемой темы. Эти направления и уровни доказывают тот факт, что исследователь охватил множество различных и самых основных вопросов культуры целительства. С целью формирования культуры очищения организма человека или оказания влияния на его сущность исследователь предложил четыре таблицы в приложении – из книги О. Тлеукабылулы, используемые справочники народного целительства, словарь терминов народной медицины, а так же программы обучения данному виду целительской деятельности. Каждая таблица заслуживает особое внимание как отдельный объект научного исследования. На основные вопросы темы исследования найдены своеобразные познавательно-методические ответы. Также, можно отметить, что согласно поставленным целям и задачам, исследователь концептуально и логически изложил свои творческие и научные концепции. Научный труд исследователя Кожалымова Зядана «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» по своей повествовательной логической структуре является взаимосвязанным направлением имеющим уникальную философскую содержательность. Подводя итоги, считаю что работа написана на высоко научном уровне.
Научный руководитель, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и культурологии КазНУ им. аль-Фараби Ж. Ж. Молдабеков
РЕЦЕНЗИЯ
доктора философских наук, профессора Айтолкын Кулсариевой на научный труд исследователя Кожалымова Зядана по теме «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» (Целительская традиция и философия)
В том, что данное исследование является важной в рамках государственной программы «Культурное наследие» не остается никаких сомнений, имея в своем научном архиве небольшой объем материалов исследования духовной культуры прошлого, он попытался восстановить наследие древности, все это явилось главным приоритетом, как для истинного ученого, так и для настоящего патриота. К тому же, относящаяся к ветви восточной культуры изначальная история казахского народа, проложила тропу и связывает с современным казахским миром, который находится в разрабатывании своеобразной идентификации. Исследование написано на основе опубликованного труда О. Тлеукабылулы с целью выявления, что это не просто целительской мир, а разностороннее произведение, показывающее потенциал мировоззрения, понимания культуры, человечности, духовности, а так же способствующий распознаванию культурных истоков целительства казахского народа. По моему мнению, исследователь сумел связать культурные истоки целительства казахов, которая охватывает область восточной фармацевтики. В процессе тщательного рассмотрения и изучения проблем целительства у нас появится уникальная возможность ознакомиться с ранними периодами и методами народной медицины. К тому же, народная медицина формировалось в рамках мифологического сознания. Герменевтический анализ труда О. Тлеукабылулы под названием «Трактат о целительстве», имеющий историко-научную значимость, и использование понятий, как “шесть основных измерений”, «пространство», «обитание» и др. найдя свое применение в науке, станут основами философской доктрины, послужит тому, что данная научная работа в будущем укрепит свои позиции в области медицины и философии. В заключение отмечу, что никто не должен сомневаться в первичности этой работы в философской и культурно-познавательной сфере. В целом, структура и форма научной работы обозначена, и приобрела научную значимость, верю тому, что данный исследовательский труд займет свое почетное место в науке.
Доктор философских наук, Профессор КазНУ им. Аль-Фараби А.Т. Кулсариева
РЕЦЕНЗИЯ
на научный труд исследователя Кожалымова Зядана по теме «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» (Целительская традиция и философия)
Исследовательская работа Кожалымова Зядана под названием «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Целью исследователя является анализирование концептуальной параллельности культуры, истории и лечебных традиций казахского народного целительства с восточными лечебными традиционными устоями. В этой связи ученый Кожалымов Зядан исследовал труды целителя ХV века Отейбойдака Тлеукабылулы с философских и культурно-познавательных позиций. Актуальность темы наблюдается в том, что основной целью и задачей данной работы является установка философского мировоззрения на прошлое, настоящее и будущее целительства казахского народа. Рассматривая народную медицину с философского мировосприятия, превращая его в объект исследования, автор связывает целительские традиционные устои с именами таких известных ученых медиков как Е. Оразаков, С. Карынбаев, С. Суханбердин, М. Кожабеков, А. Айбакын, З. Шашкин. Целью Кожалымова Зядана в данной исследовательской работе является: системное раскрытие видов и форм, описание народного лечения, анализирование эволюционных этапов и направлений; выявление того, что Отейбойдак Тлеукабылулы является одним из первых основателей научного фундамента традиций восточного целительства, распознавание содержания методов и приемов лечения; определение познавательной и воспитательной значимости культуры лечения, энергетики биополя человека; установление способов духовного, медитационного и музыкального лечения, методов улучшения здоровья, и культуры очищения; всестороннее рассмотрение таких культурных и исторических форм целительства, как «Народное целительство» в целях гармонизации традиционного культурного наследия с инновациями в культуре современного процесса глобализации в Республике Казахстан. Имея в виду, что практика народного целительства связана с национальными традициями и медицинским образованием, очевиден факт того, что эта вышеназванная научная практика приобретает огромную ценность в излечении здоровья молодого поколения. Известно, что самое главное богатство человека – это его здоровье. Наши предки изначально искали, находили и обогащали формы и методы народного лечения, сохранения здоровья и профилактики болезни, передавали их из поколения в поколение. В случае, если мы отнесем целительство к традиционному виду искусства, то в научном исследовании выявляется стремление, рассмотрения данной концепции с познавательских направлений культурологии, приводящая к предположению о том, что история и развитие целительства является исследованной основой не систематизированного национального мировоззрения, мудрости сознания, целительства и лечения, а так же культурного традиционного искусства. Если учесть, что исследование Кожалымова Зядана «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» относится к ранее не исследованным, не раскрытым и не попавшим в определенное русло медицинской науки, то это обозначает то, что данная тема работы разносторонне проанализирована на уровне культурно-философских понятий. Считаю, что исследователь полностью определит сферу поставленных целей и задач, выдвинет научно обоснованные методы и концепции народного целительства.
Доцент, к. философ. наук, Казахского национального университета им. Аль-Фараби Г.А. Сарсенбекова
| ||