Целительская традиция и философия

 

Великий ученый предок самих целителей поделил на две группы: Дарымдылык и Болжамалы, их же разделил на 24 вида /несравненный целитель, лекарь, кровник, тамыршы (лечение с помощью определения пульса, костоправ, баксы (шаман), балгер (предсказатель), аулие, анбие (святой)/ отметив лечебные способности каждого, необходимость производить лечение только по мере своих способностей, и лучше всего называться не лекарями а целителями. Несмотря на то, что подобные научные определения были известны еще пять веков назад, в нынешнее время используются только около четырех-пяти названий /лекарь, баксы, кумалакшы, сыныкшы и т.д./, поскольку остальные не были внедрены в систему научного определения. Это означает отсутствие искусства народного целительства в научном исследовании. Целители еще с ранних времен знали и о том, что одной из причин возникновения болезней является отрицательная энергетика некоторых людей, и умело определяли этих самых людей и болезнь, которую они порождали. Например, простое народ-ное понятие о людях, которые могут сглазить своим словом или взглядом, великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы доказал основываясь на науке.

Есть полное основание говорить о том, что в своем «Трактате о целительстве» основываясь на факты он подробно написал вплоть до признаков внутренних и наружных частей тела того человека, который способен сглазить. Несмотря на это, великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы внес огромные изменения в народную систему целительского лечения. Труд О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» сделал новый шаг и породил новые взгляды в целительстве казахского народа, превратился в самое основное средство на пути создания полной этнической и  национальной системы лечения учеными и исследователями.

Тот факт, что на сегодняшний день ученые и исследователи различных наук высказывают свои положительные выводы о медицинском энциклопедическом труде великого целителя и пишут по ней свои научные работы, доказывает высокое достижение и научный результат данного труда. Доказательства этих слов можно найти в размышлениях и выводах ученого медика. Доктор медицинских наук, профессор Ш. Абдуллаев в своей статье под названием «Корни – чувства души» труд О. Тлеукабылулы определяет следующим образом: «Благодаря своему труду под названием «Трактат о целительстве» Отейбойдак Тлеукабылулы на сегодняшний день знаменит всему миру. Наш предок был великим ученым прошлого века, его мнения разделяют и Европейские ученые, что очень сильно радует наш народ и безусловно это незабываемое событие в истории» [8, 58 с.].

Одним из богатств нации являются духовные достижения. Нация у которой высокая духовность воспитывает здоровое поколение, защитников родины и эти явления напрямую зависят от образованности и статуса искусства народного целительства. В Российском справочнике народной медицины есть такое определение: «Народная медицина во все времена была тесно связана с историей и традициями того или иного народа», - что показывает вечность традиции народного целительства нации с высокой духовностью [9, 11 с.]. Мы уже говорили, что очень рано поняв глубокую философию традиции народного целительства в ХV веке великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы поделил целителей на две группы Дарымдаулык и Болжамалы, а их состав на 24 вида. Из этих целителей по сей день не забываются лекари, баксы (шаман), балгер и болжаушы (предсказатели), жауырыншы (гадатель на бараньей лопатке), жулдызшы (астролог), телепаты-предсказатели, костоправы, тамыршы (лечение с помощью определения пульса), узушы, травники, все эти названия влияют на многогранность данного исследования, как бы открывает дорогу процветанию искусства народного целительства.     

1. Целительство – особая святая сила передающаяся предками из поколения в поколение с древних времен. В мировой науке вся глубина и суть целительства еще не исследована полностью. Ранее названные ученые выходцы из казахской земли и территории Центральной Азии, знамени-тые на весь мир ученые, среди них названный вторым Аристотелем Абу Насыр аль-Фараби, аль-Бируни, аль-Разани, Абу Али Ибн Сина, Жусуп Баласагуни и Отейбойдак Тлеукабылулы оставили после себя учение и научные труды посвященные процветанию народного целительства, которые будут жить и существовать вечно.

Вот как ученый медик Т.Толендиев по своему оценил бесценное наследие целительства: «Народная медицина является одной целой всех знаний и практики, она не только лечит, но и на протяжении всей жизни человека служит предвестником» [10, 3 с.]. Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы еще в XV веке смог продвинуть на научно-теоретический статус практический уровень искусства народного целительства казахского народа. Однако такое достижение народного целительства нашего народа подвергалось уничтожению во времена колонизации и правящего государства. Несмотря на то, что в эти периоды опровергали существование истории народного целительства казахского народа, после приобретения независимости все стало возвращаться на круги своя.  Исследователь З. Кожалымов в своих трудах в развернутом виде представил наиболее полные определения о народном целительстве [11, 282-297 сс., 12, 102-108 сс.].

В конце ХIХ века выпускник медицинского факультета Томского университета Амре Айбакын раскрыл целебные свойства кумыса для лечения туберкулеза. Зеин Шашкин данное открытие дополнил с научной точки зрения.

Вот как один из самых талантливых поэтов казахского народа Султанмурат Торайгыров в своем эпосе под названием «Айтыс» описывает особую значимость и веру в народное целительство: «Народные целители степи – это люди дарованные богом. На роду у них написано быть целителями, знахарями. И с легкой рукою спасают сотни жизни. Они не обучались грамоте, и письму но все целительство написано у них на роду. Они исцеляют многих людей. Казахи не в силах критиковать, осудить лечения знахарей.    [14].

В годы Великой Отечественной Войны молодой врач Есторе Оразаков лечил раненых солдатов целебными растениями. По прошествию определенного времени он получил статус доктора медицинских наук и всю свою последующую жизнь посвятил исследованию и раскрытию тайн народного целительства, написанию научных трудов, к тому же он является основателем казахского лечения природной физиологией. Мнение профессора, доктора медицинских наук, исследователя народной медицины на протяжении многих лет Е. Абилкасымова о том, что: «Народная медицина – это основанная в сознании народа на пути развития истории единая система о путях защиты и способов лечения от различных заболеваний с помощью минеральных веществ и целебной продукции получаемых от растений и животных.», - посвящена длинной истории народного целительства [15, 3 с.]. Академик Торегельды Шорманов не только исследует и вносит предложения о свойствах пищевой продукции, но и в своей научной лаборатории проводит экспертизу лекарственных препаратов народных целителей приготовленных по простым народным пропорциям, представляет свои научные выводы и предлагает их к использованию в лечении.

Предложение академика Т. Шорманова: «Более 300 видов целебных растений, которые были использованы в целебных целях врачами древних времен, на сегодняшний день внесены в государственный перечень лекарственных препаратов. Из этого следует, что практика народной фитотерапии нуждается во всестороннем исследовании, а полученными достижениями необходимо постоянно обогащать научный фонд медицины», – определяет существенную важность необходимости исследования и процветания народного целительства [16, 4 с.].

Профессор Ж. Молдабеков, который своим философским и познавательным взглядом делает выводы относительно загадочной тайны области целительства в своей научно-познавательной статье под названием «Философская сущность и проблема целительства» пишет: «Целитель процветает вместе со своим народом. Целительство пропаганди-рует новый взгляд, статус, широкое понимание, надежность, милосердие, человечности по отношению к людям. Для того, чтобы быть полноценно развитым, человек, должен овладеть такими качествами как надежность и чуткость. По моему мнению, традиция целительства, в особенности Восточная, стоит на одном ряду с остро стоящими вопросами, которые требуют и ждут научного исследования», – данное философское и познавательное мнение говорит о том, что с научной точки зрения  народное целительство исследуется очень скромно и сливаются воедино уже полученные предположения [17, 203-206 сс.]. Ученые и целители с Казахстана и других стран, в своих докладах на Конгрессах народного целительства говорили о необходимости развития народной медицины в научном направлении. Целители демонстрировали свое мастерство, обменивались опытом, в результате получили бесценные знания. Это является очевидным фактом того, что целительское искусство процветает в новом направлении.

Самые запомнившиеся доклады издали в научном сборнике. На сегодня со стороны общества целителей всесторонне проводятся работы по исследованию загадочных тайн потустороннего мира и искусства народного целительства. Что получилось в результате дебатов? Они показали то, что виды традиции целительства в казахской культуре не единоличны, и несмотря на большое количество их функций, у них много общего и схожести. Служители целительства баксы, балшы (гадатель), тамыршы (лекарь), кумалакшы, жулдызшы (звездочет) и многие другие по-своему лечили в разных условиях и окружениях. Но все же, попробуем остановиться на их особенностях.    

  2. Баксы (шаман) – носитель волшебной, загадочной силы, который понятен не каждому человеку, сквозь вну-треннее восприятие контактирует с миром через неизвестных «духов». [18, 23 с.]. Искусство шаманства зародилось до нашей эры параллельно с появлением человечества. В эпоху раннего шаманского религиозного понимания, его воспринимали как посланника Бога, советника и целителя, почитали наравне с племенным вождем. В следующем новом веке искусство шаманства началось с Коркыт ата. Он тоже был носителем нескольких загадочных потусторонних сил. Его мечтательное философское мышление подарило нам не вечную жизнь, а вечное наследие искусства. Вот что по этому поводу говорит доктор философских наук, академик Г. Есим: «Коркыт еще в VII веке написал «Философию жизни» и «Философию существования». Первый труд остался в тени, а второй рассматривали как акциденцию. Его имя связывали со Смертью. Коркыт главное понятие миропонимания – сущность человечества» [19, 424 с.]. В казахском народе лучшим из лучших шаманов и по своеобразной неповторимой силе воспринимали Койлыбай баксы. Все шаманы не одинаковы, и среди них есть сильные, слабые, плохие, а по качеству лечения чистые, недоведенные до конца, искусственные и обманчивые. Баксы тоже изготавливает лекарства, обладал исскуством кумалакшы, лекаря, предсказателя, тамыршы, костоправа, музыканта и исполнителя своих же произведений. Религиоведы, доктора философских наук М. Булутай и Б. Искаков тоже делятся своими познавательными идеями про Коркыт ата и шаманскую веру [20, 103 с.], [21, 3 с.].   

 Вот что про искусства шаманства говорил Ш. Уалиханов: «Казахи называют предсказателей баксы. Свои предсказания они говорят от имени духов. Некоторые из них приспособляя к пришедшей позже мусульманской религии своих духов даже называют ангелами. Про игру баксы в подтекстах своих кюй исполнил святой Коркыт. Баксы призывает к помощи демонов нечистой силы. У каждого демона есть свое имя… Владыками болезни баксы называли «нечистых духов», к ним относились албасты (демоническое существо в виде женщины), конаяк, жезтырнак, сорел (все имеющиеся виды демонов, дьяволов и чертей.)» [22, 159-160 сс.]. У каждого баксы была своеобразная мелодия, звук и горькая песня, с помощью которых во время зикр (заклинание, с помощью которого в старину баксы пытались лечить болезни) просили помощи у неизвестных духов и заставляли окружающих верить ему. Например: Небесный демон, Среди многих пери он настоящий большой демон. В воде он водяной демон. Настоящий лукавый злой демон. Среди джиннов демон джинн. Не лишился рассудка белый демон. Под луною белый демон. Семь пери демонов придут ли?! Светит месяц светит ясный а где войско пери громадный? Шахияр тебе друг. Шайтан и Азраил человеку враги –  после таких изречений не остается выбора как поверить. Шаманство руководствуется искусством волшебства. Баксы может облизнуть раскаленное до красна железо и не обжечься, пронзить себя ножом и не оставить никаких следов, он может вытворять великое множество похожих великолепий. И все это остается загадкой, поскольку происходит на глазах у человека.

Шаманы со своей многочисленной армией из ангелов и демонов боролись против «владыки болезни», исполняя зикр  и прося помощи у Аллаха. Баксы во время своей игры зикр в основном использовали различные музыкальные инструменты /домбра, кобыз и т.д./, боевые снаряды /камча, нож, кинжал, железо и т.д./, а для наибольшего привлечения внимания людей и усиления звука железные звенящие предметы.

Самым основным инструментом баксы является его кобыз. Поскольку они считали его священным инструментом. Даже плохой мысли не допускали об этом священном инструменте. Поэтому, шаманы с высоким почтением относились к священному кобызу. Кобыз оберегается как  наследие оставленное Коркыт ата /его родоначальник/. Если истинные баксы могли в целости и сохранности  перевести через реку юрты и все вещи, то некоторые ставили свой кобыз на кон байги и становились обладателем главного приза. Искусство шаманства и в современном Казахстане исследуется со стороны общества целителей /в т.ч. и исследователем-ученым З. Кожалымовым/.

Профессор Ж. Молдабеков в своей научной статье под названием «Целительский пример шаманства» пишет сле-дующее: «Шаманство – это древний исторический феномен. В особенности он был сильно распространен на востоке, это серьезное этнокультурное явление. В каждую эпоху и в каждое время у шаманства основывались свои традиции и обряды. Существует великое множество видов и противоречий по поводу этого искусства. Однако, ученые часто задумываются над тем, как и почему идентичность, общие описания шаманства сохранялись на протяжении многих веков…» [24, 203-206 сс.]. Эти выводы показывают насколько трудным, непонятным и широким было искусства шаманства. Обществом целителей Казахстана 22-24 июля 2005 года в городе Алматы организован и проведен I Международный научно-практический форум под названием «Искусство Шаманства в Республике Казахстан», в работе форума приняли участие ученые из Америки, Китая, России, стран Прибалтики и Средней Азии. Казахские баксы удивили участников форума своими практическими выступлениями. Именно после таких благих мероприятий ученые начали положительно оценивать и предварительно исследовать тайны искусства шаманства.

В искусстве шаманства очень высока сила кюев Коркыта. Звуки кюя как бы придают человеку больше сил, вдохновляют и расслабляют. Со времен Советского Союза произведения Коркыта исполняли Каратауский Ыкылас, его последователи Ж. Каламбаева, Д. Мыктыбаев и на сегодня число исполнителей кюев имеет темп развития. Начиная с ХVII века началось детальное рассмотрение искусства шаманства казахского народа. Рукописные исследования казахских ученых-писателей Ш. Уалиханова, А. Маргулана, М. Ауезова, С. Му-канова, А. Диваева, К. Жубанова, С. Сейфуллина, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Х. Досмухамбетулы, А. Коныратбаева, а так же русских ученых В. Белинского, И. Кастенье,  А. Левшина, В. Карамзина, Г. Патанина, В. Васильева и А. Янушкевича стали письменной основой искусства шаманства. Исследователь музыки Б. Г. Ерзакович впервые запечатлил на нотах волшебную мелодию песен баксы.

Вот что говорит про Коркыт ата академик А. Маргулан: «Мелодии Коркыта с древних времен воспроизводятся на кобызе. У нее есть своя специальная музыка. Эти звуки несут собой очень печальный характер. Коркыт ата не приклонялся перед исламом, не верил в бога. Он был прорицателем тех, кто приклоняется перед Всевышним, ангелами и проро-ками. Коркыт всю жизнь мечтал только об одном – найти вечную жизнь, противостоять смерти. Данная философия Коркыта очень редко встречалась в истории человечества, является самым ярким образом человеческого мышления…» [25, 107 с.]. Жизнь шаманов во все времена была тяжелой. Эта священная сила передавалась через гены, и поэтому продолжалась из поколения в поколение. Искусство шаманства очень опасно, сложно и полно тайн. И только тот человек достоин уважения, который использует свои силы с благими намерениями. Так же, опасности подвергают свою жизнь те, кто говорит ни есть что. Среди баксы тоже бывают образованные, талантливые и чистые. «Великий баксы» – Кара баксы /VI-VII вв./, Коркыт, Тней баксы, Асфандияр баксы, Изтлей баксы, Дархан баксы, Абу баксы, Ажибай баксы, Кенжебай баксы, Даулет баксы, Омар баксы, Ногайбай баксы, Сыламбек баксы, Шакар баксы, Аукен баксы, Бекберген баксы, Малбике баксы, Салтык баксы, Кара кыпшак Кобыланды баксы /не батыр/, Ыргызбай баксы, Жамансарт баксы, Ерикбол баксы, Аргын Досмырза баксы, а так же лучший из лучших самый главный Койлыбай баксы и многие другие были неповторимыми личностями и на вечно оставили свои имена в истории нашего народа. Ученый М. Орынбеков делится своим мнением: «Среди баксы были и те, кто прогнозироваил погоду. Женщин-баксы называли «Елте»…»  [26, 31 с.]. Даже после приобретения независимости число трудов посвященных искусству шаманства не увеличилось.

Если перечислить, то это книга Ж. Дауренбекова и Е. Турсынова под названием «Шаманы и предсказатели казахского народа» [27], научно-практический сборник «Искусство шаманства» под авторским руководством З. Кожалымова и многие другие статьи. Несмотря на то, что действия современных баксы очень похожи на действия их предшественников, все равно заметно ощущается более низкий уровень образованности, целительской особенности, талантливости, культурности и меры человеческого запроса. Так же, по-разному развит вид межпространственного контакта /телепа-ического – З. К./.

Если Ислам воспринимал смерть как должное, то религия шаманов не принимала ее. Во времена религии шаманов люди покланялись природе и духам. Так же, если во времена Аксак Темира предпринимались попытки изгнания шаманов, то в эпоху правления Касым хана у них была полная свобода. В древние времена было очень много истинных шаманов с различными способностями. Они не продавали свои талант. Их лечение было результативным, а предсказания сбывались. Всем нам известна одна простая истина о том, что во все времена истина и ложь, честность и лицемерие существовали рядом. Нет необходимости создавать сомнительный взгляд на будущее этого искусства, главной задачей исследователей является раскрытие граней и тайн этого вида культуры. И в мировой науке тайны искусства шаманства еще не полностью раскрыты. В поведениях баксы очень часто можно встретить бессознательные внеплановые действия. Его идея это достижение внеплановой цели с помощью контакта с Великими духами Всевышнего. Все эти глобальные тайны на протяжении долгого времени исследуются со стороны ученых, и требуют еще большего времени для оценки искусства шаманства-баксы.       

 
Вверх

5

На главную

Библиотека

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21