Целительская традиция и философия

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Всем известно, что одним из главных семи направлений стратегической программы главы государства Нурсултана Назарбаева «Казахстан-2030» является проблема здравоохранения граждан нашей страны. Так же в Республике Казахстан принята государственная программа развития «Культурного наследия» нашей страны. Есть полное основание говорить о том, что традиция народного целительства относиться к одной из областей национальной культуры. С приобретением независимости нашего народа открылись большие возможности для процветания философии и культурологии. Начались работы по исследованию, воссозданию, сохранению, защите и дополнению исторических ценностей нашей нации. Самой главной задачей современных ученых является тщательное исследование исторических и культурных наследий, передавать следующему поколению, повлиять, чтобы все имеющиеся ценности не были потеряны и передавались из поколения в поколение. Целитель – это основатель лечения, наблюдатель за телом и душой человека, один из первых людей, который повлиял на основание национальной культуры, искусства традиционного целительства, этики и эстетики.

Ученый целитель Отейбойдак Тлеукабылулы еще в ХV веке дал определение тому, что народное целительство является искусством национальной культуры народа, у которой есть собственная история. В целительстве существует своеобразная культура и способы лечения. История народного целительства берет свои истоки со времен до нашей эры, существует параллельно с человечеством и выделяется своими целебными свойствами. В этом мире ничего бывает без причины. К традиционному искусству национальной культуры относится народное целительство, которое по сей день не имеет полноценной истории, не полностью исследовано и не систематизировано.

Целительство – это главнейшая опора народного миропознания, мудрости мышления, здравоохранения, лечения и традиционного культурного искусства. Оно является культурной средой духовного воспитания, целебного лечения, правильного взаимоотношения между людьми, глубоких знаний, человечности, простоты и здравоохранения.

Целительство честно служит во благо здоровья нации и чистоты поколений. Народное целительство нашего народа очень схоже и идентично с искусством Востока и Средней Азии. Высокие достижения этих стран существенно повлияли на процветание народного целительства казахского народа. Данные достижения мы можем с легкостью найти в энциклопедическом медицинском труде Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве», которая написана еще в ХV веке. До появления современной медицины народное целительство на протяжении многих веков существенно влияло на развитие и процветание казахского народа. Несмотря на то, что в нашей стране очень мало статей и книг о культурных началах и целебных методах излечения народного целительства, ее история и будущее все еще остается без внимания научного анализа. С приобретением независимости в нашей стране появились огромные возможности для всестороннего исследования и анализа неизвестных в истории фактов, людей, целителей и их невероятных способностей. Эти открытия были внесены в историю нашего народа. Для каждой нации очень важно возвращаться к своим историческим и культурным началам. Только с недавних времен история народного целительства казахского народа началась исследоваться. Чем же значим труд Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве»? Этот вопрос вполне закономерен. Данное произведение мудрого предка написан с сохранением национальных философских познаний, самый первый национальный медицинский энциклопедический труд. Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы культурные и духовные стороны народного целительства оценивал с точки зрения науки, к которому ставил жесткие требования и с ответственностью относился к своей науке. Доказательством сему то, как он различая целителей по методам и способам лечения разделил на две группы Дарымдаулык и Болжамалы, которых в свою очередь по степени образованности, культуры лечения разделил на 24 вида. Об этих его открытиях исследователь Зядан Кожалымов на протяжении многих лет пишет научные статьи, посвящает монографии.

Три основные части труда великого целителя «Трактат о целительстве» «Каныкталгы» - определение о целительстве, «Нарыкталгы» - пути определения болезни человека и «Дарымдалгы» - способы излечения болезни превратились в вершины медицины. Ученые соседнего Китая и нашей страны положительно оценивают труд великого целителя, считая что является он научно-исторической медицинской энциклопедией в котором полностью сохранен этнический философский стиль. Мы специально цитируем его без всяких определений. Современный мир и по сей день не может с точностью определить те сверхъестественные силы, которыми обладает определенный круг людей. Ученые и исследователи всего мира, в том числе и Казахстана, до сих пор не могут раскрыть многовековые тайны балгеров, болжаушы, жауырыншы и жулдызшы, кумалакшы, ясновидения и телепатии, оташы, тамыршы, гадания с помощью священного Корана и линиям на ладони.

Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы очень грамотно на высоком философском и культурном уровне пишет о том, что является единомышленником с его не менее великими и мудрыми предшественниками. Что показывает его глубокое почтение и признание. Неоспоримым фактом является и то, что «Трактат о целительстве» великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы появился на свет на много раньше большинства научных медицинских открытий. Например, в мировой науке принято считать, что о материальном взаимодействии и развитии веществ пишет Ф. Энгельс в своей «Анти-Дюринг» /1870 /, однако целитель О. Тлеукабылулы был уверен, что в результате воссоединения десяти видов материального движения жара и холода, засыхания – холода, впитаемости – высвобождения, твердости – мягкости, бодрости – сна в организме человека они располагаются на следующих шести видов обитания: пространство, обитание, свет, темнота, тепло и холод. Человечество – есть результат взаимодействия и гармонии этих обитаний. Что является доказательством того, что великий целитель на 400 лет раньше сделал открытие о материальном понятии жизни чем Ф. Энгельс [1, 54-62 с.]. А так же, в современной медицине автором вакцины против «оспы» признают английского медика Эдуарда Женнера. Считают что это окртыие сделано в 1796 году, однако наш великий предок в своем труде пишет, как во время возникновения опасности этой болезни на территории казахской земли 360 лет раньше в результате многочисленных поисков и экспериментов в своей степной лаборатории придумал простую народную вакцину и ему удалось спасти свой народ от этой ужасной болезни. В наши дни очень распространен метод лечения холодной водой П. Иванова, однако наш великий целитель использовал этот способ исцеления или даже возрождения более пяти веков назад. Из всех вышеперечисленных достижений великого целителя можно прийти к выводу о том, что история, культура и научное развитие и процветание  народного целительства  казахского народа началась в далекие древние времена.

Опираясь на мнения вышеназванных известных казахских ученых, мы можем смело говорить о том, что труд Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» – это глубокий исторический труд, написанный в примерах восточной медицины, воссоединение нескольких наук для служения медицинской науке и приспособленный для сохранения и лечения самого главного богатства человека, здоровья. Именно поэтому необходимо провести анализ каждого слова из этой книги. Дополнить достижениями современной медицины и сделать из нее основу нашей национальной медицины, что показывает высокий уровень достижений народного целительства. Значимость энергетики биополя человека, особенности духовного, медитационного и музыкального исцелении, создание здорового образа жизни, необходимость защиты и поддержания здоровья и чистоты полностью описаны в этом научном труде. Это в свою очередь показывает, что народное целительство – это научная система, которая появилась в результате диалектического этнического мировоззрения.

В связи с тем, что данный труд является очень значимым появилась необходимость еще глубже его исследовать и раскрыть. Анализирование «Народного целительства» с точки зрения культурологии и истории является весьма значимым событием. Необходимо конкретно определить место и роль народного целительства в нашей истории.

К научному открытию данного исследование относиться схожесть и взаимосвязь искусства народного целительства Востока и казахского народа, а так же целительский труд ХV века великого целителя ученого Отейбойдака Тлеукабылулы. Полное раскрытие темы исследования подтверждено мнениями ученых-исследователей. История народного целительства нашего народа, которая является самой основной проблемой современной культурологии, впервые рассмотрена в контексте  казахской культуры; проводя исследование «Народного целительства» мы рассматривали это не просто в качестве примеров целительства, но был поиск и этнокультурной логики; полностью раскрыто понятие о высшем виде искусства – целительстве; проанализированы виды целителей и этапы становления народного целительства; отсортированы различные способы и приемы исцеления из труда Отейбойдака Тлеукабылулы; впервые всесторонне проанализирован труд целителя «Трактат о целительстве»; определены схожие стороны и особенности познания мира искусства целитель-ства Средней и Восточной Азии с искусством нашего народа, проанализирована культура лечения и предложены пути их развития, процветания и использования в современном мире.

В целях воссоединения традиционных культурных наследий с инновациями в культуре Республики Казахстан в современном процессе глобализации проведены глубокие и всесторонние исследования важным ценностям, историческим и культурологическим формам традиции «Народного целительства».

Теоретическое содержание данного исследования может служить методической основой для национальной истории и культурологии.

Исследование культуры и народных традиций до существования великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы и современных дней, самое первое анализирование трудов великих мудрецов в области целительства народов Средней Азии и Казахстана, а так же подготовка учебной программы для изучения духовного народного наследия является главной задачей данного исследования. Культура речи, национальная философия и деликатность, этнопедагогика и этнопсихология, этика и эстетика лечебных свойств так же не были обделены вниманием. Данная работа, с точки зрения требований национального быта может непосредственно оказать свое влияние  в развитии только встающей на ноги предмета и науки культурологии.

Достижения и предложения данной работы имеют огромную научно-теоретическую значимость в гуманитарном и медицинском целительском образовании. Поднятые вопросы при анализировании и представлении объяснений  национальной системе целительства и законов основания познания мира так же могут быть  весомым вкладом. Научные достижения и выводы, полученные в результате проведения данного исследования могут служить методической основой для будущих новых научных работ в области народного целительства. К тому же, данный труд можно использовать в качестве основного или второстепенного учебного пособия в специальных учебных заведениях изучающие историю философии или культурологии или для повышения знаний на специальных курсах для целителей.

По сравнению с достижениями в этой области и несмотря на то, что данный труд впервые анализируется с точки зрения науки, он имеет большую значимость. Тема исследования соответствует государственной программе «Культурное наследие». Данное исследование является связующим звеном между современным искусством народного целительства казахского народа, в том числе народного описания лечения и познавательно-воспитательная значимость, и  великим целителем ХV века Отейбойдаком Тлеукабылулы, как основателя народного целителя и виртуозного таланта, который использовал методы и способы лечения отличающиеся от современных приемов, лишь многовековым отрывком времени. В поисках ценностей народного целительства внутри своей страны мы открыли наследие ученого целителя ХV века Отейбойдака Тлеукабылулы, которого необходимо еще много исследовать, возрождать, пользоваться его открытиями и вознести до уровня культурологии.

Несмотря на уже достигнутые открытия наша тема исследования требует еще более глубоких поисков. Мы верим, что «Народное целительство» займет свое почетное место в истории и культурологии нашей страны. Содержание данной работы полностью соответствует поставленным задачам, все приведенные научные выводы и достижения доказаны на соответствующем уровне, весьма логично построен весь материал.

В нашей стране в настоящее время активно поддерживается развитие  и восстановление национального языка, культуры, истории и традиционных искусств. Как и во всех народах мира, и у казахского народа существует своеобразная культура, история, среда воспитания, законодательная система, литература, наука, мышление, философия, традиция целительства защищающая и улучшающая здоровье народа. Все вышеуказанные области наук охватывает труд великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве». Великий целитель не был придуманным и не настоящим. Он существовал, жил, как он сам описывает свое происхождение и географическое место рождения. На сегодняшний день главной задачей является возродить, исследовать, систематизировать и открыть все тайны  забытой традиции. Если обратить внимание на то, что только началось научное исследование народного целительства и труда О. Тлеукабылулы, то все еще впереди. Чему доказательством являются слова самого целителя: «Несмотря на то, что  мне не посчастливилось продолжить свой род, у меня есть мой «Трактат о целительстве», которая однажды прославит меня на весь белый свет. И если мои последователи сумеют им правильно воспользоваться это принесет им немало положительного, в противном случае не надо ждать чего-то хорошего», – которые на сегодняшний день постепенно сбывается. Очень большим достижением является и Китайская государственная премия за труд целителя. Целительство – это школа духовного богатства и воспитания, территория улучшения здоровья. Начались возрождаться тайные священные силы наших предков,  традиционное искусство народного целительства и на круги своя возвращается его потерянное наследие. Нельзя сомневаться и в том, что только открывшийся нашему народу, наш второй Ибн-Сина, великий целитель ХV века Отейбойдак Тлеукабылулы является основоположником философских идей традиционного народного искусства целительства казахского народа. Он всегда учился у свои предшественников и у своего народа, он мог быть учителем без своего учителя. В труде этого великого целителя невозможно встретить какихлибо лишних слов, потому что он  умел всегда очень четко, кратко и справедливо выражать свои мысли. Трудно представить, что было бы с историей и существованием этого загадочного вида искусства, если бы не было бы поддержки и особого отношения  последователей, новых поколений. И теперь, главной задачей исследователей является возвысить значимость и продолжить гармонию этой традиции. Основное содержание данной работы делится на двое, первое – это то, что труд является главным направлением комплексных исследований, и второе, открытие нового научного направления для традиционного народного искусства целительства. Учитывая, что данный труд является первой работой в Казаховедении он станет своего рода помощником в восполнении научно-культурных потребностей. Самое первое исследование посвященное культурным началам народного целительства и традиции исцеления может стать основой для каких-либо выводов об искусстве народного целительства в новом научном направлении и этническом философском познании. Именно поэтому данный труд выделяется своей ценностью.  

 

 

 

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ ТРУДОВ

ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ

 

1.   Целительство // Акикат. – 2007. - №12, - 50-53 сс.

2.   Развитие народной медицины в Казахстане и Средней Азии // Народная медицина: Материалы международного научного теоретическо-практического конгреса. – Шымкент, 2007. – 22-24 сс.

3.   Наследие великого целителя О. Тлеукабылулы //Народ-ная медицина: Материалы международного научного теоретическо-практического конгреса. – Шымкент, 2007. 25-41 сс.

4.   Научные особенности «Трактата о целительстве» // Ізденіс – Поиск. – 2008. - №1. – 96-101 сс.

5.   Будущее народного целительства // Высшая школа Казахстана. – 2008. - №1. – 205-210 сс.

6.   Народное описание целительского лечения // Ізденіс – Поиск. – 2008. - №1 (1). – 135-140 сс.

7.   Основатель казахского целительства // Вестник КазНУ. – 2008. - №1(30). – 160-164 сс.

8.   Тайны предсказания и предвидения // Секреты одаренных предков: Материалы республиканского научно-практического форума. – Туркестан, 2008. – 25-27 сс.

9.   Предсказатель казахского народа Монке би // Секреты одаренных предков: Материалы республиканского научно-практического форума. – Туркестан, 2008. – 25-27 сс.

10.              Значимость энергетики биополя человека // Вестник КазНУ. – 2008. - №2(31). – 58-61 сс.

11.              Лечебные свойства духовного целительства // Вестник КазНУ. – 2008. - №2(31). – 67-70 сс.

12.              Искусство шаманства (баксы) // Искусство шаман-ства в народной медицине: Теоретическо-практические материалы международного форума. – Алматы, 2006. – 21-22 сс.

13.               Баксы (Шаман) // Искусство шаманства в народной медицине: Теоретическо-практические материалы междуна-родного форума. – Алматы, 2006. – 22-42 сс.

14.              Будущее нетрадиционной народной медицины // Народная медицина: Теоретическо-практические материалы международного форума. – Алматы, 2006. – 22-42 сс.

15.              Прошлое, настоящее и будущее народной медицины казахского народа // Научные теоретическо-практические материалы международного конгресса. – Алматы, 2004. – 3-5 сс.

16.              Отейбойдак Тлеукабылулы (1388-1483) о духовной энергетике //  Научные теоретическо-практические материалы международного конгресса. – Алматы, 2004. – 13-15 сс.

17.              Киелі шаңырақ (Святой шанырак – культура и лечебные свойства целительства). – Алматы: Шалкоде, 2006. – 410 с.

18.              Тайные способы лечения потустороннего мира. – Алматы: Шалкоде, 2006. – 189 с.

19.              Чудеса духовного целительства. – Алматы: Шалкоде, 2006. – 189 с.

20.              Орда благодеятельной души (История целительства). – Алматы: Сөздік – Словарь, 2001. – 318 с.

21.              Летопись вечной тайны (Области целительства и по-тусторонний мир). – Алматы: Сөздік – Словарь, 2001. – 446 с.

22.              Народное лечение – во благо народа // Целитель. – 1994. – 22 апреля.

23.              Емшілер – ел кетігінде (Целителей – среди народа) // Денсаулык. – 1994. - № 3-4. – 20-21 сс.

24.              «Шипагерлік баян» шерткен сыр (Таинства «Тарктат о целительство») // Шалкар. - 1996№ - 15 ноября.

25.              Поучительное наследие великого целителя // Алматы Акшамы. – 1996. – 20 мая.

26.              Тайны аятов Священного Корана // Алматы Акшамы. – 1998. – 25 марта.

27.              Целитель подаривший всему миру свое благодеяние // Жетысу. – 1997. – 3 июля.

28.               Теперь тайны «Трактата о целительстве» станут явными // Жетысу. – 1998. – 22 декабря.

29.               «Трактат о целительстве» // Семей таны. – 1996. – 30 июля.

30.              Спустя пять веков // Сары Арка. – 1998. – 12 марта.

31.               Музыка имеющая целебные свойства // Шымкент келбеты. – 1996. – 21 мая.

32.              Секреты тайной книги // Жас Алаш. – 1996. – 28 декабря.

33.               Ожившее вновь «Трактат о целительстве» // Зан. – 1998. – 28 октября.

34.                Какое место в мире занимает труд Отейбойдака Тлеукабылулы (1388-1483) «Трактат о целительстве» // Нынешний план по этнопедагогике и этнопсихологии в странах СНГ: Материалы международной конференции. – Алматы: ТОО «Эвро», 1998. – 159-164 сс.

35.              О. Тлеукабылулы – про духовную энергетику // материалы из учебника Т. Тажибаева. – Алматы: ТОО «Эвро», 2001. – Т1. – 33-35 сс.

36.              О. Тлеукабылулы и проблемы медицины // Медицинское образование – в рамках государственного языка. – Алматы: КазГМУ, 2000. – 112-116 сс.

 

 

 

 

17

На главную

Библиотека

Вверх

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21