Целительская традиция и философия
Подобное научно-познавательное мышление великого целителя о чистоте крови поколений была поддержана со стороны хана, что стало одной из главных причин принятия «Жеты жаргы» «о сохранений семи колен, запрета внебрачных интимных отношений, запрете целоваться и др.» [1, 143 с.], то как хан почтил назвав «Целителем чистой силы», стало значимым для всего казахского народа, поскольку на сегодняшний день это самая чистокровная нация на всей земле, доказательство мудрости нашего предка и первый вклад в законодательную систему нашего народа. Целитель чистой силы Отейбойдак Тлеукабылулы помимо определения основных причин болезней, открыл и второстепенные, сделав немало научных исследований, что еще раз открывает его как очень образованного ученого с богатым жизненным и практическим опытом.
Так же, он обращал особое внимание на то, что болезнь иногда возникает и по следующим причинам: «сильный испуг, брезгливость, душевных переживаний, расстройств, и многих др.» [1, 150 с.]. О боязливости целитель говорил: «Необходима осторожность, поскольку болезнь не всегда очевидна. Она может привести к сильным мукам или даже смерти» [1, 118 с.]. А про испуг был следующего мнения: «Пошутив неосторожно можно добиться разлада. Испуг очень опасное явление. Женщины по сути нежные существа» [1, 119 с.]. Этот одновременно образованный и опытный целитель знал о том, что: «в зависимости от цвета, количества и консистенции выделяемых из организма человека пота, мокроты, слюны, мочи и кала можно определить болезнь», – очень схожа с современными медицинскими способами определения болезни с помощью различных инновационных приборов. Великий целитель так же говорил о том, что несмотря на все старания больного человека скрыть свой недуг, это все равно можно заметить по его внешнему виду, манере речи, действий, смеху, питанию, сну и многим другим показателям.
Великий целитель жизнь человека сравнивает с вишневым деревом. Болезнь человека – это все равно что пересадить вишневое дерево, – говорил он. Представляя, что сорванный росток – подобен инвалиду, а его цветение – правильный диагноз и исцеление. Ну а засыхание ветвей вишневого дерева он сравнивал со смертью, сохраняя параллельный закон, закон существования живых организмов и диалектические понимания.
Признаки «нарыкталгы» больного человека целитель разделил на две группы признаки негодования и болезни, о чем говорит: «Чувство негодования каждого человека – это признаки болезни». Больной же мечтает: «Эх, вылечиться бы скорее, избавиться от мучений, а целитель в свою очередь: «во что бы то ни стало, поставлю на ноги больного» [1, 207 с.]. Такие отрывки из труда целителя показывают, что он всегда был на стороне сострадания, понимания, человечности, взаимопонимания между целителем и больным, необходимости поддерживать больного в период заболевания и не особое внимание обращать на ответственность перед жизнью человека. Своим мнением о путях определения болезни делится ученый-медик К. Ботбаев: «Болезнь – это нарушение функций органов организма, невозможность их полного функционирования из-за внутренних и внешних влияний, общее нарушение или остановка движения организма» [51, 17 с.]. Это показывает схожесть мнений современного специалиста и древнего целителя.
Целитель изначально руководствовался необходимостью знания названий органов для определения причин болезни. Во имя своей непорочной репутации он указал более 420 анатомических названий 12 видимых и 12 невидимых органов человеческого организма. Мечта Отеке: «Эх, не подвластно мне видеть внутренность человека, если б у меня было такое зеркало», в современном мире уже реализовалась, что в очередной раз показывает насколько этот великий целитель был образованным, мудрым и предвидящим.
Ученый целитель определил 24 вида признаков заболевания, из них особенное внимание обратил на существование многочисленных видов биения пульса и говорил «Получать знания, все равно что иглой вырыть колодец» [1, 247 с.], – подчеркивая, что путь целительства это очень сложный и ответственный.
Самого пика целительства великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы достиг благодаря своему целительскому мастерству, более двумстам методов и способов поставить диагноз по внешнему виду любого, кто пришел специально или встретился, лишний раз показывает его величественную мудрость.
Например, опущение одного из плеч – это смещение или вывих ключицы, искривление рта – бес вселился, укус ядовитых насекомых и т.д., если кто-либо прискачет на большой скорости – либо сошедший с ума, или беглец, или вестник, или враг и т.д., если раскрывает рот, но не может ничего произнести – пропадание голоса, слабость, какое-то повреждение, если на груди у мужчин есть растительность – это означало его мужественность, а если у женщин – значит она родит настоящего батыра и сама очень сильная, если есть неприятный запах – гноение, ранение и много других определений.
Подобные многочисленные определения научного характера великого целителя показывают, насколько внес вклад в развитие и процветание науки целительства нашего народа. Так же, целитель знал, что признаки заболевания могут быть и на языке, в зависимости от изменения его цвета, определив 16 видов цвета слизистой и 8 видов языка. Например, если кончик языка островатый, то в легких возможны нарушения, а если кончик языка дугообразный, то нарушение в желудке с последующим нарушением легких. Самое малое и необходи-мое, говорит он: «Доброе слово – уже богатство». Великий целитель Отейбойдак дал следующее философское определение о языке, а если быть точнее о слове: «Слово – это божий дар, который получил человек. Поскольку именно посредством слов человек мыслит, думает, выражает свои чувства. Нет ничего страшнее обидного слова, и нет более прекрасного, чем слово сказанное всей душой» [1, 260 с.]. По мнению целителя, то, что человек твердо ходит по земле, живет свободно, получает от жизни все лучшее и обладает физической силой – все это благодаря богатству языка, изобилию слов.
Продолжая свою мысль великий целитель говорил, что у каждого человеческого органа есть своя определенная функция, которая составляет основу его существования. Так же и язык, предназначен для выражения мыслей, идей, чувств и т.д.
Вот что по этому поводу думает преподаватель КазНМУ, ученый И. Кулманбет: «В учебнике под названием «Взгляд с точки зрения терапии» содержится всего лишь четыре определения языку, в то время как в труде Отейбойдака Тлеукабылулы их 19, что уже служит доказательством насколько ценным является «Трактат о целительстве» [52, 159 с.]. В своем труде великий целитель представил множество диагнозов и причин возникновения болезни, и каждому из них дал собственное название и определение, которые очень схожи, можно сказать практически ничем не отличаются от современной медицинской теории [1, 398-401 сс.].
Отейбойдак Тлеукабылулы предъявлял очень суровые требования к своей деятельности, именно это позволило ему стать основоположником научного целительства нашего народа. То, как он умел очень точно поставить диагноз и применить к нему соответствующее лечение заставляет нас восхищаться и гордиться им.
Он говорил, что основой для создания поистине целебных лекарств стали напутственные слова его отца о том, что «Қырықтың бірі қызыр, жетінің бірі әулие», что дословно означает: «Каждый сороковой гость – кызыр (святой в образе человека, приносящий встретившимся людям счастье, богатство и помогает им в трудных минутах), а каждый седьмой – святой», и побудило его сделать лекарство из примеси сорока одной растительности и семи целебных трав. Очень ценил и уважал своего отца, поскольку именно благодаря нему великий целитель впервые открыл для себя столь загадочное и интересное искусство. Перед тем как помогать больным людям, целитель чистой силы сначала определял их пульс, а затем ставил диагноз. А его удивительное открытие о двенадцати признаках биения пульса не отличается, а скорее всего превосходит современную теорию медицины [1, 232 с.].
Великий целитель всегда следовал правилу «41/7», которому научил его отец, никогда не отступал в поисках все новых рецептов исцеления. Но самое удивительное то, что прежде чем лечить больных своими лекарствами, он в первую очередь тестировал их на себе, что не раз представляло большую угрозу для его же жизни.
Изготавливая свои целительские лекарства он очень тщательно изучал внешний вид и строение растения, очень четко следовал своим же правилам, что способствовало созданию научной основы казахского целительства еще в ХV веке.
Помимо целебных трав, для создания новых рецептов он так же использовал органы различных животных и насекомых, примеси металл-металойдов, и дозировал их единицей измерения тех времен [1, 333-334 сс.].
Он всегда акцентировал свое внимание на том, что очень важно знать биологический и химический состав всех средств, которые используются для изготовления лекарственных препаратов.
Великий целитель в своем труде представил более 30-ти методов и приемов процесса исцеления, которые мы подробно описали в данной части нашей научной работы [1, 325 с.].
К тому же, он всегда руководствовался следующим правилом: «лечение мужчин необходимо начинать с правой стороны, а женщин с левой», но к сожалению суть данного правила так и осталась известной только ему. Он представил 9 видов лечения горячей водой, песком, грязью и паром [1, 371 с.], 11 видов лечения с помощью массажа [1, 366 с.] и более десяти видов выпаривания [1, 396]. Все перечисленные виды и способы лечения были также подробно расписаны в данной части научной работы, которые очень схожи, а иногда даже превосходят теорию современной научной медицины.
Своим мнением о способах лечения с помощью массажа поделился и кандидат медицинских наук Т. Бекен: «Всем известно, что и на территории казахской земли с древних времен использовали массаж для лечения. Развитию лечебного массажа свой весомый вклад сделал ученик великого аль-Фараби Абу Али ибн Сина, который дал собственные определения этому методу лечения. Например, усиленный массаж – укрепляет тело, слабый массаж – расслабляет, долгий – способствует сбросу лишнего веса и в качестве предварительной разминки готовит тело к физическим нагрузкам. Именно поэтому массаж занимает значительное место в искусстве народного целительства» [50, 65 с.]. Великий целитель свои открытия в области исцеления с помощью массажа сделал опираясь на труды своих великих предшественников, внес свои идеи и начал использовать в своей деятельности. Вот что пишет по этому поводу автор книги о массаже, российский специалист Н.А. Белая: «Масси-рование равномерно воздействует на весь организм, но особенно полезно для позвоночника и нервной системы» [53, 19 с.], к этому мнению присоединяется и А.В. Мельников [54, 3 с.]. Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы всегда с особым восторгом вспоминал приемы лечения своего отца и никогда не верил, что существует неизлечимая болезнь. Он всю свою жизнь, весь свой талант и одаренность посвятил искусству народного целительства, во имя сохранения и защиты здоровья своего народа.
Трудно поверить, что на земле существует человек без мечты и целей. Достигая одну цель, человек всегда стремится к следующей. Так и великий целитель жил целями и мечтами, которых всегда добивался. Он всегда мечтал сделать хирургическую операцию на пищевод, жалел, что нет специальных медицинских инструментов, которые помогли бы ему осуществить эти идеи. Мы уже не раз говорили, что методы и приемы лечения великого целителя ничем не отличаются от современной медицины, как раз наоборот, они обогащают и дополняют ее.
Своим мнением о роли слов в целительстве поделился доктор медицинских наук, профессор КазНМУ А. Жаканов: «Великий целитель очень тонко ощущал значимость хороше-го взаимоотношения между целителем и больным, знал, что лучшее лекарство это добрые слова утешения и сам всегда был примером такого поведения целителей, тем самым поднял вопрос о деонтологии» [55, 123 с.]. Как мы уже говорили, великий целитель в своем труде представил великое множество методов исцеления, среди которых есть более 4700 рецептов лечения с помощью пищи.
Из этого перечня рецептов и по сей день используется лечение с помощью кумыса, шубата (верблюжье молоко), молоко, кефир, сметана, творг, курт, мясо, бульон, чай, казы и многие другие блюда, которые являются основным состав-ляющим нашей национальной кухни. Этот перечень рецептов активно используется и пропагандируется руководителем института питания, академиком А. Шормановым.
Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы в своем бесценном труде «Трактат о целительстве» очень подробно расписал 62 вида металл-металойдов, 540 разновидностей растений и более 260 различных названий органов животных и насекомых [1, 335-360 сс.].
Современные ученые и исследователи посредством своих научных трудов доказывают, что труд великого целителя является бесценным источником для науки и создания новых терминологических словарей. Вот что по этому поводу думает исследователь науки великого предка, доктор медицинских наук, профессор КазНМУ А. Нурму-хамбетулы: «Судя по содержанию труда великого целителя и охваченных в нем проблем можно сказать, что «Трактат о целительстве» является очень серьезным медицинским энциклопедическим трудом. И мы не можем говорить, что изучили его полностью. Данная книга требует вмешательства высокопрофессиональных лингвистов и перевода на современный казахский язык. Однако, это не может быть причиной сомневаться, что великий целитель является основателем теоретической, клинической и профилактической медицины» [2, 29 с.].
Заключение по главе 1.
История искусства народного целительства казахского народа берет свое начало до времен нашей эпохи, и тех пор у нее сложилась самобытная национальная форма и особенности. Ныне используемые в народном целительстве методы и приемы лечения в изначальной форме были весьма простыми и прошли немало испытаний временем. Все навыки целительства передавались из поколения в поколение только в устной форме, поскольку в те времена не было единой системы лечения, запечатленной на бумаге. Однако время шло, общество развивалось, а вместе с ним и искусство целительства.
Определения о народном целительстве и искусстве шаманства можно найти в записях зарубежных и наших исследователей как Ш. Уалиханов. К сожалению, эти рукописи не передавали всю информацию о народном целительстве казахского народа. Высокая образованность и одаренность казахских целителей во многом была связано с кочевым образом жизни наших предков. Поскольку всегда наблюдали за жизнью окружающей природы. К тому же, они всегда следили за изменениями в погоде, сменой времен года, расположением звезд. Знали и том, что различные природные явления могут быть вредными для здоровья человека, в связи с чем всегда предупреждали свой народ о предстоящей опасности.
Целители казахского народа всегда умели поставить правильный диагноз и определить причину болезни, при этом у них своеобразный национальный стиль исцеления. Тот факт, что наши мудрые смогли сохранить и передать это исскусство современному поколению является доказательством того, насколько сильно они задумывались о здоровье будущего поколения, к тому же это помогло посмотреть на народное искусство как на целую науку. Но к сожалению, всецелое понятие об этом искусство еще не исследовано в полной мере. Тем не менее, это искусство является бесценным наследием наших мудрых предков. Ясно и то, что без народного целительства не было бы современной здоровой нации, которое является основой нынешней медицинской науки. С развитием общества развивались и способы лечения с точки зрения науки. Благодаря великим мудрецам, выходцам из Центральной Азии и современного Казахстана Абу Насыр аль-Фараби, аль-Бируни, аль-Разани, аль-Хорезми, Абу Али ибн Сина, Джусуп Баласагуни и многим другим наше искусство целительства развивалось и процветала очень стремительными темпами. А одним из первых, кто рассматривал народное целительство с точки зрения науки был великий целитель чистой силы ХV века Отейбойдак Тлеукабылулы. В своей степной лаборатории он проводил немало экспериментов и придумывал новые исцеляющие рецепты, тем самым внося свой огромный вклад в научное развитие казахского народного целительства.
И вот что думает по этому поводу академик Б.В. Петровский: «История Восточной медицины, а именно Тибета, Монголии, Индии, Китая и Японии развивалась более тысячи лет назад. У них были своеобразные способы лечения. Это очень необходимо для развития современной медицины» [56, 3 с.], подчеркивая тем самым, что восточная медицина берет свое начало с очень древних времен.
Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы был тем, кто продолжил учения вышеперечисленных мудрецов и в то же время создавал собственную науку о медицине. Он служил только во благо своему народу. Современные специалисты различных областей науки в один голос говорят о ценности труда великого целителя под названием «Трактат о целительстве», что содержание этой книги относительно медицины очень схоже с теориями и определениями нынешней науки о медицине. А его открытие о составе и разновидностях крови очень похоже с предположениями греческого мудреца Гиппократа.
Именно поэтому труд великого целителя способен значительно повлиять на открытие нового систематического направления в медицинской науке казахского народа. К тому же, данный труд уже успел получить высокую государственную премию Китайской народной республики. Это является доказательством того, что научная основа народного целительства казахского народа была заложена уже более пяти веков назад.
Почему мы считаем, что Отейбойдак Тлеукабылулы является великим и особо одаренным целителем? Что же говорят о его мудрости ученые казахского народа?
Во-первых, он является основателем самых первых медицинских правил и профилактических мер здравоохранения, изучил анатомию и физиологию живых организмов, дал им определения.
Во-вторых, он говорил, что человек и внешняя среда находятся в тесном контакте, а когда это связь нарушается, то это становиться причиной возникновения различных болезней. Уже в те времена его волновали экологические проблемы, поскольку это тоже является одной из причин возникновения болезней, а так же влияет на целебные свойства различных природных лекарств.
В-третьих, он представил словарь анатомических названий и терминов древнего языка. Многие из этих терминов не используется в современные дни.
В-четвертых, он назвал причины возникновения передающихся болезней, что происходит из-за слабой иммунной системы. А также предложил предупреждать других людей об опасности какими-то знаками отличия.
В-пятых, он очень подробно описал все клинические признаки опасных опухолей и рака пищевода. К тому же, мог рассказать о полезных и противоположных свойствах баланса температуры тела.
В-шестых, он выразил свои идеи относительно нервной системы и видов кровяных сосудов, посредством которых весь организм питается питательными веществами, а так же он описал процесс пищеварения.
В-седьмых, он является одним из основателей деонтологии. Для него было очень важно поддерживать больных любой степени теплыми и добрыми словами. К тому же, он говорил о необходимости специального питания во время болезни, лечения с помощью определения пульса и взятия проб крови. Представил различные пути лечения от давления, что служит доказательством всей его образованности и мудрости.
В-восьмых, он объяснил выносливость, а так же подробно описал необходимость поддержания стабильности всего организма. Он представил 24 названия медицинских специальностей и стал одним из основателей фармацевтики. В своей деятельности он всегда руководствовался всеми правилами и требованиями Ислама.
В-девятых, по его предложению Жанибек хан принимает указ, в котором запрещается жениться и целоваться до седьмого колена. Этих правил казахский народ придерживается и по сей день.
В-десятых, практический труд Отейбойдака Тлеукабылулы занимает особое место в таких медицинских направлениях как, анатомия, физиология, гигиена, санитарная эпидемиология, паразитология, фтизиатрия, онкология, акушерство и гинекология, различные болезни детей и взрослых, неврология и психология.
Подобную образованность и одаренность современные ученые-медики называют великой мудростью, с чем очень трудно не согласиться [2,3 – 10 с.] (Предисловие, Т. Момынов, А. Есенкулов и др.).
В заключение, хочется еще раз отметить, что благодаря труду великого целителя еще в XV веке была заложена научная основа искусства народного целительства. Она полностью гармонировала с Восточной медициной и открыла дорогу для современной медицинской науки. Это означает, что у нас появилась возможность исследовать искусство народного целительства в авангарде современной науки.
11