Целительская традиция и философия
9. Оташы (хирург, костоправ) – очень распространенный вид целительского искусства, загадочная сила, передающаяся из одного поколения в другое. Казалось, что оташы свою помощь оказывал посредством неизвестных космических сил. Они были очень хорошо знакомы со строением человеческого тела. Научиться восстанавливать сломанную кость или возвращать прежнее положение вывих можно, но кажется что тут кроется какое-то тайное явление. Некоторые оташы говорят, что стали обладателями этой силы предвестием во сне, однако насколько это правдиво еще не доказано. В основном, оташы вправляли на прежнее место сломанную кость. Существуют два вида переломов открытые и закрытые. Так, же переломы бывают тяжелые, осколочные, перекрещенные, перелом ключицы и вывихи челюсти, шейной кости, плечи, тазобедренных костей, колен и лодыжки. Встречаются и более серьезные случаи.
Среди оташы можно встретить и тех, кто владел простыми видами небольших операций. Ранее мы уже говорили об исторических фактах, в которых были описаны подобные способности некоторых оташы. В зависимости от перелома оташы сами назначали период выздоравливания. Однако, все еще неизведанной загадкой остается то, как оташы очень точно ставили на место сломанную кость, не видя перелом и опираясь только на внутренние предположения. Очень редки и труды посвященные этому виду искусства, но великое множество специальных статей [37, 208-210 с.]. Этот вид целительского искусства также требует научного исследования.
10. Тамыршы (лечение с помощью определения пульса) – эта сила передается по линии родословной, а так же этому искусству можно научиться. Эта целительская традиция существует с древних времен, с помощью определения пульса появлялась возможность выявления не только внутреннего состояния, но и болезни человека. Тамыршы определял болезни человека как с помощью определения пульса – на голодный желудок ранним утром, так и наблюдением за его внешностью, дыханием, по состоянию зрачков и цвету языка. Тамыршы не хуже целителей умели ставить и диагноз и лечить болезнь определяя насколько сильно, медленно, средне или неощутимо бьется пульс. Поэтому, священные слова древних предков «о необходимости знания 62 сосудов человеческого организма», как бы дает знать, все существование организма зависит от биения пульса.
Вот как описал мечту больного о тамыршы Отейбойдак Тлеукабылулы в своем труде под названием «Трактат о целительстве»: «…Мечта больного человека – эх, если б встретился на моем пути чистой силы целитель или очень талантливый тамыршы, он бы потрогал мой пульс, я снова стал бы на ноги, это вся моя мечта!» [1, 229 с.].
Чистой силы целитель Отейбойдак Тлеукабылулы говорил о том, что целитель кроме виртуозного определения пульса, так же должен обращать особое внимание на общее состояние больного.
Восточные китайские целители обращали особое внимание на биение каждого органа, они так же знали о том, что болезнь определяется в зависимости от ритма биения пульса и по ним назначали различные виды лечения. Например, прикладывая три пальца в область запястья левой руки определяли: если под указательным пальцем пульс бьется сильнее значит болит тонкая кишка или если пульс бьется глубже и сильнее значит болит сердце и т.д.
Простые способы целительского лечения путем определения пульса очень схожи с методами целительства стран Востока и Средней Азии.
В связи с изменением и развитием времени народные свойства древнего лечения начали обновляться. Многочисленные стили лечения получили научное название и приблизились к единой системе лечения. Подводя итоги можно сказать, что современные целители /лекари – З.К./ в зависимости от своей грамотности используют около сорока видов целебных методов лечения.
А именно: влияние на тело больного с помощью биоэнергетики на близком или дальнем расстоянии, лечение чтением заклинаний, знахарским зельем, направлением энергетики через сосуды, взятием проб крови, пиявками, с помощью песен и мелодий, целебными растениями, металлами-металоидами и лекарственными препаратами из частей животных, массажем, обрыванием, точечными методами, ингаляцией, потением, принятием солнечным ванн, дыханием чистым воздухом, заряжаться энергетикой побывав среди целебных деревьев, отдыхом на природе, у моря, в лесу, закапыванием песком, купанием в минеральной грязи и воде, предложением бега и физических упражнений, а так же лечение различными боевыми снарядами /камча, нож, и т.д./, исполнением музыки на кобызе, обертыванием кожей животных при простуде /барана, лошади, козы и т.д./, использованием в целебных целях продукции животных /желчь, катышки и т.д./, лечение болезней с помощью фотографии и письма больного, с помощью средств связи /телевидение, радио, телефон/, принятием бани и холодного душа, с помощью зикра посредством психологического внушения, заклинанием, переведением болезни, специально приготовленным молоком и многими другими способами, которые и в современном мире имеют свое продолжение [12, 69-70 сс.].
Целители в качестве лечения так же предлагают употреблять кумыс, шубат, маныз, кефир, молоко, курт, мясо, бульон, различные виды супов /пшеничное, овсяное, ячменное и т.д./, и многие другие продукты, которые уже показали свои положительные результаты. Независимость нашей страны предоставляет огромные возможности в открытии новых возможностей целителей, процветании народных особенностей целительства, в создании единой национальной целительской системы и проведению многопрофильных научных исследовании загадочных тайн искусства народного целительства.
У народного целительства казахских степей очень богатая история, его корни лежат очень глубоко и существует на протяжении существования всего человечества и является национальной целительской силой. Проводя научный анализ, можно прийти к мнению, что народное целительство казахского народа очень похоже и развивалось на основе примеров искусства целительства Востока. Тот факт, что этот вид искусства существовал и процветал на много раньше чем европейское искусство целительства доказан с научной точки зрения показывает высокую духовность национального целительства.
1.2 Отейбойдак Тлеукабылулы - основоположник целительства
С приобретением независимости казахского народа к ряду имен великих ученых ХV века, которые в виду различных исторических событий оставались неизвестными присоединилось и имя ученого целителя чистой силы Отейбойдака Тлеукабылулы (1388-1485). Его труд под названием «Трактат о целительстве» раскрыла новые возможности в изучении истории и традиции целительства. Причиной возникновения труда О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» во-первых, является его знакомство с правой рукой хана того времени Жиренше шешен; во-вторых, довольствие хана аз Жанибека за грамотный ответ его вопроса; в-третьих, его записи начиная с восьми лет обо всем, чему он научился у своего отца целителя Тлеукабыла и своего народа; в-четвертых, показатели результатов его собственной практики; в-пятых, влияние трудов великих мудрецов Востока и Средней Азии; в-шестых, его преданность своему народу, родине и наукам.
Большой энциклопедический труд «Турлаулар» /«Постоянства»/, состоит из введения: трех частей под названием «Каныкталгы» (Определение), «Нарыкталгы» (Диагнос-тика) и «Дарымдылыгы» (Терапия). Несмотря на то, что три четверти части энциклопедического труда великого целителя отсутствует, в части под названием «Каныкталгы» он дает определение о целительстве, во второй части «Нарык-талгы» описаны конкретные научные способы определения болезни человека, и в третьей части «Дарымдылыгы» представлены пути излечения болезни человека. Все описанное в труде этого великого целителя практически ни чем не отличается от современных медицинских достижений. Благодаря научному достижению труда великого целителя О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» простое народное целительство казахского народа возвысилось на мировой научный уровень и это стало основой для его вступления на научный путь. Великий целитель стал основателем уже имеющейся частицы философии национальной культуры «философии народного целительства».
На пути научного развития учения о народном целительстве казахского народа О. Тлеукабылулы в своей степной лаборатории открыл 1108 видов лекарств, 858 видов целебных растений и частей животных, более 60-ти видов смесей из металлов-металоидов /возможно было больше/. Во благо людей целитель открыл 1050 названий целительского лечения, 4577 видов лекарственного лечения /конкретнее около 13000/ и более 430 внутренних и наружных анатомических названий, данные факты, во-первых, являются доказательством того, что в ХV веке на территории казахской земли на высоком уровне развивалась наука о фармакологии. Во-вторых, они показывают, что научные выводы целителя о народном до него и в современном мире практически не имеют различий. В третьих, его вечное наследие своей нации о защите, сохранении и улучшении здоровья человека как бы прокладывает путь к искусстве народного целительства казахского народа.
Народное целительство – это такая же сила, которая передается генетическим путем из поколения в поколение. Разъезжая по своему народу, определяя болезни, проводя лечение и развивая свою практику и научные знания О. Тлеукабылулы одновременно обогащал целое учение – науку. Относясь с почтением к здоровью будущего поколения своего народа он всегда записывал все новое увиденное, услышанное и изученное. По поручению казахского хана того времени Аз Жанибека в период 1466-1473 годов в ханской орде /г. Чу, Козыбасы/ в возрасте от 78 до 85 лет он написал «Трактат о целительстве» в 5000 страниц, однако хану так и не удалось познакомиться с этим трудом из-за его неожиданной кончины.
Когда Аз Жанибек хан впервые познакомился с О. Тлеукабылулы, он устроил ему проверку знаний и в результате высоко оценил назвав «Целителем чистой силы». Это почтение доказало, что он был грамотным во многих областях науки. Его печальная мечта началась сбываться по прошествию пяти веков [1, 16 с.]. Несмотря на то, что великий целитель в написании «Трактата о целительстве» основывался на научном целительстве, он все же смог сохраняя этнический стиль соединить воедино язык, религиозное воспитание, культуру, литературу, историческую летопись, этнографию, эстетику, этику, философию, психологию, астрономию, закон, метеорологию, математику, анатомию и физиологию, фармацевтику и другие области науки для того, чтобы была воз-можность использовать этот труд в целях улучшения здоровья человека.
Когда эта книга была возвращена на родину по прошествию пяти веков, из пяти тысяч страниц, к сожалению, сохранилось лишь одна пятая часть. Несмотря ни на что, оставшиеся страницы были изданы в виде отдельной книги /Урумчи, 1994. на арабском языке/ в Китае, а затем труд О. Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» был переиздан и в нашей стране /«Жалын», Алматы, 1996 ж./, что не осталось без внимания ученых и исследователей. Книга была предложена на многочисленные разносторонние научные анализы, была внесена в план новых научных исследований и выводов. Поскольку научно основанная еще в ХV веке эта книга является доказательством того, что история народного целительства казахского народа начинается с самых древних времен. Данный труд великого целителя О. Тлеукабылулы является не только научно-практической основой народного целительства казахского народа, он так же является знаком приближения к мировому уровню учения, культуры и способов лечения национального целительства. Не случайно ведь он привлекает интерес многих иностранных ученых. Доказательством сему можно привести тот неоспоримый факт, когда в июле 1997 года труд ученого «Трактат о целительстве» был удостоен государственной премии 1-ой категории Китайской народной Республики как «Самая лучшая национальная книга» [38, 2 с.]. Одним из первых поделившийся своим мнением относительно данного труда великого целителя был заместитель начальника Министерства агитации комитета партии Синь-Цзяньского уйгурского автономного района, ученый-исследователь Толеукан Ыбырайулы: «Такие труды очень редко встречаются в нашей истории, данный медицинский научный труд оповещает не только о целительстве, но и о культуре, истории, философии, психологии, астрономии, этнографии, метеорологии, военной науке, этике, эстетике и о многих других нашего народа. История искусства и знания не разделимы с историей народа. Редкость национальной истории «Трактат о целительстве» является достижением своего времени», – дав свою справедливую оценку [39 (1), 429 с.].
Высокая научная оценка и почтение учения целителя казахского народа учеными миллиардного китайского народа служит доказательством высокого теоретически-исторического статуса традиции целительства нашего народа. О. Тлеукабылулы много читал, познавал, у него было сложено свое философское понимание, он был всесторонним человеком с большой буквы, личностью, который после себя на вечно оставил глубокие философские мысли, выводы.
В действительности, проведение анализа «Трактата о целительстве», его автора только набирает свои обороты. Мы ссылались и на различные привлекательные доводы. Несмотря ни на что, мы посчитали правильным предложить следующую, хоть и слегка длинную ссылку. «Отейбойдак Тлеука-былулы не просто лекарь, он целитель, великий целитель и великий ученый. Представители следующих поколений называют его целителем чистой силы, странником, историком, этнографом, учителем, философом, поэтом, астрономом, биологом, химиком, психологом, географом, знатоком этики и морали. Очень важно уметь понимать такого мудреца как Отейбойдак, к тому же для этого существуют свои причины и ответы.
Можно представлять очень много определений о целительстве. Однако, это единый и привлекательный вид искусства. Целительство – это одно целое и продолжение знаний, науки, искусства, национальных традиций, личных качеств, возможностей и мастерства. Великий целитель открыл множество видов и закономерностей целительства. Для того, чтобы всецело оценить важность целительства недостаточно знание только европейской медицины и практики, целитель должен обладать знанием восточной практики (Китай и Тибет).
Культура целительства – это сила исцеления человека, предвидения будущего и умелого использования лекарств;
- это доброе и чувственное отношение к больному;
- поиск путей исцеления души и тела, чистоты духовности, служением им;
- самый прогрессивный вид образования и практики лечения. На этой основе великий целитель обладал и усовершенствовал 24 вида целебного и предсказывающего лечения;
- особенности мушеля (13 годичный цикл) гармонизировал с национальными обычаями и традициями. Он основывается на местный указ, исполнят его беспрекословно;
- принимает пришедшего к нему людей как гражданина народа и будущего нации, оказывает особое внимание;
- умение находить целебные свойства окружающей среды и использовать их во благо своих соотечественников;
- подчиняться всем запретам религии Ислама. Отейбойдак Тлеукабылулы является для нас примером – распространите-лем очень сложного и обширного вида искусства. Целительство – это не только лечение болезни. Целебность излечивает, оказывает благотворное действие. Существует еще одно правило, ужесточающее целительство. В его основе заложена следующая заповедь: Берегись ошибок, не опускай своего достоинства из-за недостатков других, не поддавайся посягательству, с трепетом относись к слабым».
На пути развития культуры и традиций народного целительства великий целитель в своей степной лаборатории проводил научные испытания, не взирая на насмешки и подобные действия в свой адрес, он проводил вскрытие тела умершего человека, в Омске содрал шкуру с живой лисы, а в Шалкоде /территория Жетысу/ показывал как ударом камня умирает баран, или пронзив грудь живого барана, отрывая его сердце показывал взаимосвязь функции сердца, мозга и кровяных сосудов с жизнью живых существ [1, 86 с.]
Основой здоровья и продолжительности его жизни целитель называл «Так нзываемую жидкость крови и желез – это наиважнейшая жидкость всей сущности человека» [3, 13 с.], основываясь на эти доводы он говорил: «Кровь – это состав-ляющая жидкость души» или «Мозг – управленец» [1, 188 с.], что получает свою поддержку современной медициной.
О. Тлеукабылулы с помощью собственного способа «Туншыктырма» в местностях без воды лечил людей которые были подвергнуты сильным заморозкам, и когда больные приходили в сознание и говорили «Мне холодно», «я дрожу», «я перегрелся», «я вспотел», «хочу пить» и наконец «я весь вспотел и взмок» целитель прекращал спасательные действия, переодевал больного и напаивал горячим чаем, тем самым продолжал свое лечение и наблюдая до полного выздоров-ления он обогащал систему народного исцеления целительства. А в водных местностях, целитель использовал метод «Малма» [1, 95 с.], то есть, обморозившегося и нагого человека, не смотря на его попытки выбраться и препятствовать, держал в холодной воде до тех пор, пока тот не приходил в нормальное состояние, и только после, больного вытаскивали из воды, кормили постепенно сначала теплой, а потом горячей едой, что позволяло целителю еще больше обогащать свою практику.
Эти способы лечения были основаны согласно народной примете «клин клином вышибают», т.е., обморозившегося человека лечили в холодном доме, или некоторое время держали в холодной воде. Это была идея о том, как путем восстановления баланса ослабевшей сниженной энергии человека спасти ему жизнь. Несмотря на то, что в те времена было трудно определить насколько эти способы полезны или вредны, кажется современная медицина совсем не против такого вида лечения, который придумал великий целитель. В свое время напугавший и шокировавший наших современников способ лечения холодной водой П. Иванова, очень похож на методы исцеления казахского целителя. Именно о таких способах лечения обморожения, отдельных органов и многих других целебных достижениях в своей практике пишет великий целитель. Так же, в этом труде представлены различные способы и виды спасательных лекарственных препаратов используемые при ожоге, которые тоже в свою очередь показывают чистоту и образованность целительства. Для сохранения жизни человека целитель изобрел и воплотил на практике более сотни целительских способов. Он мужественно брался за каждое дело. Овладел мастерством возвращения к жизни тех, кого считали утонувшими в воде или потерявших сознание, подвешивал их ногами вверх и в таком положении держал до тех пор, пока из них не вытечет вся вода и не появятся первые признаки жизни, затем переворачивал их с одного бока на другой и делал искусственное дыхание.
Великий целитель не ставил себя выше других. Во многих случаях, прежде чем давать больному свои лекарства, он испытывал их на себе, иногда даже чуть не получал отравление, продолжая свое лечение таким образом он изобретал новые способы лечения во имя процветания учения о народном целительстве.
О. Тлеукабылулы в своих заветах писал: «Я дарил свое лечение и безмерно богатым, и очень бедным. Меня никогда не привлекало богатство, достояние и внешняя красота.» [1, 40 с.]. Эти слова доказывают то, что целитель был честным, ни за что не променяющим свою честь на деньги, и свою помощь оказывал не взирая на статус, возраст, пол и богатство человека.
7