Целительская традиция и философия

2

 На главную          1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21          Библиотека 
 

РЕЦЕНЗИЯ

на научный труд исследователя Кожалымова Зядана под названием «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства»

  (Целительская традиция и философия)

 

Труд исследователя ученого З. Кожалымова под названием «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» посвящен основной проблеме исследования, систематизированию, оценке и мировосприятию целительства, которая относится к одной из областей мировой и отечественной культуры. Традиционное искусство целительства, дошедшее до современных дней – воплотилось в культуру нынешнего мира и преобразилось духовным потенциалом кочевого тюркского народа. Обогатило  культурное наследие и историю казахов. Это исследование является пропорционально сложным направлением, достигшим новых научных результатовв котором приведены своеобразные философские мнения и конкретные выводы о проблемах традиционного народного целительства, которые еще не получили своей научной оценки.

Народное целительство является одним из достижений культуры нации, на протяжении многих веков применяется в роли стражи защиты здоровья человека, углубляясь в древнюю историю человечества, процветает и в настоящее время. Исследователь попытался объединить все эти достижения в определенную научную идею, проанализировал глубину истории целительства на современном доступном языке, сохранив при этом этнический колорит.

Нельзя фальсифицировать истину культуры целительства нации. Исследователь внимательно, опираясь на реальные факты и доказательства, на научном языке национальной философской мысли, проанализировал особенности народного целительства и  идентичность с искусством целительства Восточной и Центральной Азии. Данные выводы являются доказательством того, что  народное целительство – это великое наследие передающееся из поколения в поколение.

В данной работе приведены конкретные доказательства того, что у кочевого казахского народа еще пять веков тому назад был великий целитель, создавший своеобразную медицинскую науку. Это в свою очередь лишний раз доказывает, что казахи были уникальным народом с развитой медициной и наукой. Данное достижение может послужить основой для дальнейшего, более глубоко исследования культуры народного целительства. Автор этой научной работы на протяжении десяти лет исследует народную медицину, опубликовал монографии, пять раз организовал Международные конгрессы посвященные народной медицине, в процессе этого научного форума выступили ученые из других стран, пропагандирует традиции целительства казахского народа, что несомненно является большим достижением. К примеру, он исследовал искусство целительства казахского народа, в том числе труды великого целителя ХV века Отейбойдака Тлеукабылулы и многие последующие издания, выпустил 105 дисков о народном целительстве, пять монографий и более ста научно-познавательных, религиозных, духовных и целеб-ных статей, работал ответственным издателем в выпуске  научных сборников вышеупомянутых международных форумов, конгрессов народной медицины, это является ярким примером того насколько он ответственно и фанатично относится к своему делу и профессии. 

Значимость и ценность данной работы выявляется в том, что в его исследовании охвачен богатый фольклор и различные повествования трактующие историю народного целительства. Актуальность работы соответствует научному анализу философско-культурологической соизмеримости. Автор исследуя культурные истоки и традиции народного целительства, проводит огромную работу в изучении трудов великого целителя Отебойдака Тлеукабылулы. В результате этого, мы приходим к выводу, что в данной работе изложены культурные взаимосвязи и идентичные характерные особенности народного целительского искусства.

Несмотря на некоторые недостатки, это научное исследование имеет огромную значимость. Впервые в истории исследуется народное целительство казахского народа. Научная работа выполнена по всем требованиям современной науки. Считаю, что научная монография исследователя З. Кожалымова «Культурные истоки и лечебные традиции народного целительства» готова к публикации для научного применения в современной науке.

 

Доктор философских наук,

Профессор кафедры истории философии

и культурологии КазНУ им. Аль-Фараби              Б.И. Абирова

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В исследовании представлена история, культура и традиции лечения народного целительства казахского народа, а так же, медицинский энциклопедический труд под названием «Трактат о целительстве» ученого целителя ХV века Отейбойдака Тлеукабылулы впервые исследуется в широком научном аспекте. Доказана взаимосвязь и идентичность народного целительства с Восточной медициной с научно концептуальных позиций.

Актуальность исследуемой темы тесно связана с принятой в Казахстане государственной программой «Культурное наследие». Впервые проводится научное исследование народного целительства, относящееся к области традиционной культуры нации. Проблема сохранения здоровья народа страны так же стала одним из семи главных направлений стратегической программы «Казахстан 2030», предложенная нашим Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Тщательный и внимательный обзор, исследование и воссоздание прошлого исторического и культурного наследия нашей нации и оказание воздействия на их передачу из поколения в поколение – является главной задачей современных ученых исследователей. Традиция целительства относится к одной из ветви национального искусства, берущего свое начало параллельно с нашей историей и судьбой. Факт идентичности методов лечения целительства казахского народа с целительством Востока имеет свою историю еще с начала давних времен. Метод лечения болезней человека растением и пищей животных лежит у истоков древнейшей истории. Данная истина опровергает противоречивое мнение некоторых людей о том, что «Искусство казахского народного целительства не существовало».

Здоровье – это самое ценное и главное богатство. Истоком главного богатства человека, во-первых – является целебное лечение, во-вторых – культура здоровья, и в третьих, общественная поддержка здоровья и культуры целительства. Целительство начинается и обогащается с тем, что человек должен лечение начать с самого себя и близких. После чего это превращается в национальное наследие следующих поколений. Целительство – это основа духовной чистоты, гармонии души и тела, умения находить общий язык с природой и новым поколением.

Как Восточная фармацевтика превратилась в народное целительство? Это еще не исследованная тема. В стороне от специального философского и культурного анализа остается вопрос Восточной медицины и народного целительства. Анализирование традиции касающейся здоровья, эволюции, сути и общественной поддержки целебного лечения – является очень актуальной общественной проблемой. Специальные исследования в области искусства народного целительства не были проведены в виду правящей идеологии и односторонних понятий в науке. 

И только с приобретением независимости нашей страны впервые началось внесение в план работ научных исследований. Лечение – это способ продления жизни человека, возвышения связи между человеком, природой и миром на уровне мировоззрения. Люди для сохранности души и тела, то есть, в целях улучшения и поддержания здоровья человека просили помощи у народных знахарей, баксы (шаманов) и предсказателей, те в свою очередь использовали свои знания и практику. Чем больше использовали целительство в целях умножения и прибавления, тем сильнее и возрастала в нем нужда. Это и стало причиной превращения богатого наследия в народную традицию, пропагандирующую методы и приемы народного лечения.

Все необходимое народ начал искать у природы, они наблюдали за тем, как животные лечили свои различные болезни и переломы с помощью природной минеральной воды и грязи, мумиё и другими средствами. И люди стали применять на себе эти методы. Развитие общества и людей, повлияло на появление основы своеобразной системы народного целительства. На основание такой научной системы народного традиционного целительства огромное влияние оказали знания и богатый опыт великого целителя жившего в ХV веке Отейбойдака Тлеукабылулы. Великие ученые, вы-ходцы из Центральной Азии и казахской земли и знаменитые на весь мир аль-Хорезми, аль-Бируни, аль-Разани, Абу Насыр аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Абу Али ибн Сина и другие продолжили, обогатили и дополнили практикой целительского лечения этическое медицинское знание Гиппократа. Целительское лечение является ценным благодаря народной практике. Ученые Средней Азии свое медицинское образование развивали с помощью народного и восточного описания целительства. Благодаря тому, что ученые приблизили лечение к науке и народной практике, восточное целительство было знакомо миру раньше, чем западное. 

Особенно, труды связанные с именем великого ученого, прозванного «вторым» Аристотелем, выходца из Отырара аль-Фараби (870-950), шестнадцать книг, посвященные медицине великого ученого и врача Абу Али ибн Сина (980-1037) и труд Ж. Баласагуни «Драгоценное знание» стали главным научным учебником и средством учения в развитии народной медицины стран Восточной и Средней Азии. Суждение великого Гиппократа «о четырех явлениях четырех видов снадобного сока» ученый-целитель Отейбойдак Тлеукабылулы дополнил согласно современным требованиям, слил воедино с традициями целительства своего народа. Создал основу национального медицинского энциклопедического труда. Целитель чистой силы разделяет на четыре вида текущую в жилах человека кровь: «нечистая кровь», «чистая кровь», «кровь бешенства», «гнойная кровь» и его выводы о том, что «Здоровый человек состоит из следующих десяти видов происхождения как: жар – холод, сухость – влажность, крепкость – слабость, впитание – высвобождение, бодрость – спокойствие и обосновывается на следующих шести постаментах: пространство, жилье, свет, темень, жар, холод» [1,160-161 сс.], – это достижение раскрывает уровень научного развития целительства казахского народа. Исследование и создание научной основы нерушимого традиционного народного целительства возникшего параллельно с появлением человечества относится к очень необходимым ценностям. Становится известно, что в истории казахского народа многие известные имена великих степных ученых, знахарей, целителей, биев (судья, разбиравший спорные вопросы по обычному праву казахов), жырау (представитель определенного жанра казахского поэтического творчества) и ораторов оставили после себя огромное наследие о целительстве. Анализирование философским взглядом и необходимость рассмотрения с точки зрения культурологии прошлого, настоящего и будущего искусства народного целительства – является основным вопросом темы исследования.

Немаловажную роль в истории искусства целительства сыграли рукописи о национальных особенностях народного целительства в ХVII-ХVIII веках русского офицера географа Н.П. Рычкова, врача С. Большого, в ХIХ веке генерал-майора В.Б. Броневицкого, путешественника А.И. Левшина, штабного лекаря С.А. Яроцкого, военного врача А. Ягмина, казахского ученого Ш. Уалиханова и многих других путешественников.  История традиции целительства нашего народа берет свое начало из самых давних времен и не совсем однозначна. Жизнь нации обособляется и многими видами искусства, присутствующие в ней. Развитие традиции целительства повлияло на создание основы чистого национального поколения. Такие благие начинания дали свои плоды, с которыми мы ознакомились и приступили к исследованию. Ученые только недавно стали узнавать о том, что вот уже пять с половиной веков назад научную основу традиционного народного целительства на деле воплотил целитель настоящей чистой силы Отейбойдак Тлеукабылулы (1388-1485). Труд целителя под названием «Трактат о целительстве» был написан на основании указа казахского хана Аз Жанибека в период 1466-1473 годов во дворце хана аль-Акорда в окрестностях Козыбас Чуйской местности. Но хан не смог ознакомиться с рукописью из-за внезапной кончины. В нелегкое время, когда наследники великого целителя перевезли  рукопись из пяти тысяч страниц в Китай, через шестое поколение она случайно попадает в руки китайских бандитов культурной революции и сжигается ими /1968 г./. Удалось сохранить лишь разбросанную одну четвертую часть.

В 1994 году этот труд издается одной книгой на арабском языке в городе Урумчи, а в 1996 году в издательстве «Жалын» города Алматы. В том, что труд великого предка был издан, всесторонне исследуется, получил китайскую государственную премию немалый вклад внесли казахские ученые живущие в Китае А. Тышанулы, Жанабил, К. Жана-билулы, К. Ыбырайулы, Х. Акимжанулы, Т. Ыбырайулы, М.Сулейменулы, Д. Курмашулы, Ж. Масагулулы, К. Муканулы, Ж. Мырзаканулы, О. Асылулы, Т. Кабаев, А. Калиулы и другие. Это стало подтверждением великой мудрости о воскрешении прошлого и забытого. Книга целителя – труд, который, во-первых, является медицинской энциклопедией, а так же объединяющий многопрофильные гуманитарные науки, а во-вторых, он написан на основе философского мировоззрения и  этнопознания. Ее историческое научное содержание высоко оценивается как казахскими, так и зарубежными учеными. Отейбойдак Тлеукабылулы и сам с уважением относился и признавал труды своих великих предшественников и его оценка в качестве единомышленников описана в его книге  «Трактат о целительстве». 

К примеру, «Пусть Абунасыр, пусть Жусуп Баласагуни, пусть даже я, все мы являемся единомышленниками. Они двое меня превосходят лишь в ораторской речи, в мудрости спора. З.К. А также есть возможность находки единства для всех трех нас как “в основании гнезда жаворонка на спине чабана”»  [1,379 с.], – таким образом он умел справедливо оценивать как свои, так и знания других. Ученые и исследователи начали выяснять наличие факта в его труде, как великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы благодаря своим знаниям и опыту сделал открытия на основе более десяти мировых и национальных наук в медицине и применил их на практике. Например, принято считать, что  научные открытия о диалектическом законе материального понимания жизни, способах лечения оспы вакциной, функции мозга и кровообращения, лечения на морозе и холодной водой, а так же другие методы и приемы ранее сделаны, применены на практике и нашли место в труде Отебойдака Тлеукабылулы, нежели открытия Ф. Энгельса, Э. Женнера, Да Винчи и П. Иванова. Это является доказательством того, что великий целитель Отебойдак Тлеукабылулы развивал науку великих ученых Восточной и Средней Азии, был создателем собственной, конкретной науки и носителем глубокой философской идеи. Начало развития национального целительства доказывает ее высокий уровень научной основы и образованности. Доктор медицинских наук, профессор А. Нурмухаметулы специально исследовавший и давший научное определение труду Отейбойдака Тлеукабылулы под названием «Трактат о целительстве», который особенно отметил ценность труда тем, что «Наш предок Отебойдак является великим ученым и врачом, впервые создавший основу для правил и теорий медицинской науки, а так же практического здравоохранения на территории казахской земли», - заставляет глубоко задуматься [2,4 с.] .

По мере расширения круга исследования развития культуры целительства создаются отдельные и теоретическо-практические научные категории. Возвращение на родную землю «Трактата о целительстве» Отейбойдака Тлеукабылулы открыло дорогу для выявления места народному целительству в науке казахского народа. Особенностью «Трактата о целительстве», который на сегодняшний день всему миру раскрывает искусство народного целительства казахов, является то, что он предназначен не только для медицинской науки. Он может так же использоваться в лингвистике, литературе, истории, этнографии, философии, психологии, астрономии, этике, эстетике, законодательстве, фармакологии, метеорологии, математике и в других областях науки.

Методы и приемы лечения народного целительства еще не доказаны с научной концепции. К счастью, многие ученые-медики не только признают эту историческую истину, но и на собственной практике доказывают эффективность взаимодействия народного целительства с медицинской наукой.

Профессора и доктора медицинских наук Е. Оразаков, С. Карынбаев,  С. Суханбердин, ученые-врачи М. Кожабеков, А. Айбакын, З. Шашкин и другие внесли свой весомый вклад в сохранение и развитие искусства народного целительства казахского народа в эпоху Советской власти и занимают почетные места в истории народного целительства. С получением независимости нашей страны стало возможным широкое исследование трудов знаменитых великих ученых и на уровне науки анализировать скрытые тайны культуры целительства. 

Наши современники, ученые-профессора, доктора медицинских наук А. Алдашев, Ж. Алимханов, А. Ракышев, Ш. Абдуллаев, А. Есенкулов, А. Жаканов, А. Нурмухамбетулы, Т. Шорманов, Т. Момынов, К. Рахимов, Е. Абылкасымов, Керимбек Ермахан, доценты, кандидаты медицинских наук Т. Бекенов, Т. Толендиев, Т. Торекулов, А. Омешулы, а так же авторы нескольких книг, ученые-исследователи З. Кожалымов, О. Абдираман и другие ученые уверенно смотрят в будущее народного целительства и трудятся во благо создания истинной истории и научной основы.

Наши кровные братья, живущие в Сынь-Цзянь уйгурском автономном районе китайского города Урумчи – Азимхан Тшанулы, Жанабил, Кадыс Жанабилулы, Толеукан Ыбырай-улы, Хаким Акимжанулы, Магаз Сулейменулы, Дияр Курмашулы, Жанабыл Смагулулы, Кахарман Муканулы, Жакып Мырзаканулы, Омаркан Асылулы, Талипбай Кабаев, Ауелкан Калиулы, а также казахстанские ученые – философ Ж. Молдабеков, педагоги-филологи М. Жолдасбеков, Д. Масимханов, педагоги-психологи К. Жарыкбаев, Т. Алсатов, С. Курбанкожа и другие исследователи и ученые всесторонне выражают свои мнения о народном целительстве. Конечно, в исследовании искусства целительства без трудностей не обойтись, но это не является преградой для продолжения работ. Профессор М. Жолдасбеков приходит к следующему выводу: «Если бы не надписи на памятниках Орхона VII века и воссоединение известных фактов, то по сей день мы  не были бы знакомы с некоторыми периодами, в особенности с определенными событиями в истории, касающиеся культуры казахского народа. Особенную ценность имеет труд Отебойдака Тлеукабылулы, написавший об исторических деятелях того времени» [3,71-72 сс.].

 

 

 

Вверх            1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21