Целительская традиция и философия

3

 

   После такого научного вывода, можно прийти к мнению о том, что если бы великий целитель Отебойдак Тлеукабылулы не написал свой «Трактат о целительстве», то и история казахского народного целительства не заняла бы место в одной из областей отечественной науки. Эту позицию наиболее полно раскрывает автор монографии, исследовавший на протяжении многих лет народное целительство, профессор, доктор медицинских наук Е. Оразаков: «Только после Великой Октябрьской революции огромное количество культурного наследия стало всесторонне исследоваться и восполнять духовную необходимость следующего поколения. Чего не скажешь про народную медицину казахского народа. Поскольку ранее и в годы Советской власти не было научных исследований посвященные данной теме…» [4,10 с.]. Правящая нация пошла на такие действия, что даже вместе с историей казахского народа, они уничтожили целые поколения людей, развивающие народное целительство. Об этой истине говорит ученый-медик Т. Бекен: «Из-за отсутствия рукописных материалов об этапах пика народной медицины, данная тема все еще остается исследованной не полностью. Корни народного целительства казахского народа являются народным наследием, которое передается с древних времен из поколения в поколение на протяжении многих веков. У нации не имеющей народной медицины не было бы ни будущего, ни жизни до сегодняшнего дня. Основой современной медицины также является народное целительство, то есть, кто может опровергнуть, что это народная медицина» [5, 39 с.].

После таких выводов ученых, очевидным остается факт необходимости научного исследования народного целительства. На протяжении многих веков народное целительство не раскрывало своих таин, и ясно что наука тоже не может точно сказать когда раскроется эта загадка. Данное исследование можно расценивать как первый шаг в открытии дороги к необходимости обширного исследования во многих областях науки. Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы разделил  целителей на две группы по способностям, знанию и результатам используемых способов лечения: Болжамалы (лечение путем предвидения) и Дарымдаулык (лечение лекарствами), а также дал определение 24 видам целителей. Ученый целитель говорил: «Целительство так же относится к одному из видов искусства. Ясно и то, что целитель является искусной личностью. Целитель обязан нести ношу спасителя человека от смерти и обезопасить его от болезненных мучений. Знания целителей так же бывают высокие или низкие, в зависимости от их стремления и степени восприимчивости» [1, 80]. Данные философские выводы великого ученого доподлинно доказывают то, что культура, характер, чистота и образованность полностью совпадают и схожи с теми требованиями, которые ставит перед своими специалистами современная медицина. Однако, нельзя говорить что народное целительство казахского народа полноценно развивалась только с помощью лекарей и великого целителя Отейбойдака. Необходимы очень глубокие исследования. Только при постоянном пополнении своего багажа знаний и практики учеными с большой буквы, при вечных поисках и почтительном взгляде на учения других народное целительство будет процветать и развиваться. На сегодняшний день, очень грамотно написанный познавательный труд великого целителя Отебойдака Тлеукабылулы, стоящего наряду с великими степными учеными с богатым философским мышлением полностью раскрывает высокий научный потенциал и познавательность наступающего поколения своей нации.

Главной задачей современной науки является определение философской и жизненной актуальности, а также занимаемое место труда Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» в национальной философии и культуре.

В связи с чем увеличивается число задач в целях исследования темы. К данным задачам относятся: раскрытие видов и народное описание лечения, анализ эволюционных периодов и направлений; доказательством того, что Отейбойдак Тлеукабылулы является одним из научных основателей традиции восточного целительства, раскрытие содержания его способов лечения; выявление познавательно-воспитательных особенностей культуры лечения и энергетики биополя человека; доказательство того, что духовное, медитационное и музыкальное лечение является путем культуры очищения, а также, не будет лишним отметить тот факт, что в современном процессе глобализации в целях воссоединения традиционного культурного наследия с инновациями в культуре Республики Казахстан одним из острых вопросов является необходимость всестороннего исследования  культурных и исторических форм традиции целительства как «Народное целительство».

 В исследовании традиции народного целительства, в особенности в изложении творчества Отейбойдака Тлеукабылулы огромную познавательную роль сыграли мнения Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ж. Баласагуни, М. Кашкари и Ходжа Ахмеда Яссави. Достижения философии, психологии, медицины, социокультуры, этики и эстетики, религии и духовности, и других наук.

Опираясь на различные общественные медицинские данные, гуманитарные сведения и практику, в научной работе хронологично использованы и взаимослажено представлены исторические, социальные, компоративистические, герменевтические и логические способы.

Вопрос и практика лечения народным целительством впервые специально исследуется с точки зрения философии и культуры. При исследовании национальной философии казахского народа без внимания и научного исследования оставалась культура народного целительства. Проблема не в том, что отсутствует народная практика, а в том, что не в полной мере собраны сведения о традициях целительства и в неумении ученых работать глубоко и систематично. Что касается новизны исследования, то возможно представление следующих решений: традиция целительства  исследована на методических основах с точки зрения истории, медицины и художественной культуры, с помощью чего конкретизированы исторические формы области традиционного целительства культуры казахского народа.

Согласно основной цели исследования в соответствующем порядке использованы культурные и логические способы «Народного целительства», проанализированы, подготовлен медицинский словарь, который обогатит словесный фонд и культуру казахского народа, представлено философское изложение на труды посвященные истории культуры целительства казахов; взаимосвязь и взаимопонимание между искусствами традиционного целительства казахов и народов соседней Восточной и Центральной Азии  проанализированы философским взглядом; согласно требованиям современной медицины описано решение вопроса необходимости внедрения в обиход не утративших ценность, очень важных способов лечения великого целителя О. Тлеукабылулы.

В целях обновления культуры и истории современного казахского народа в научной работе определено место одного из традиционных культурных наследий «Народного целительства».

К основному научному выводу предлагаемым данным исследованием относиться: острая проблема современной культурологии – история народного целительства впервые будет рассмотрена в контексте казахской культуры; при анализе «народного целительства» специальные культуроло-гические позиции исследования будут использованы не только в качестве примеров целительства в процессе казахского мировосприятия,  так же из них будут проведены поиски этнокультурной логики; понимание о высшем виде лечения – целительстве будет конкретизировано национальной основой лечения; будут раскрыты и проанализированы этапы основания народного целительства и его виды (лекарь, баксы, предсказатель, жауырыншы, астролог, кумалакшы, телепатия, тамыршы, сыныкшы и др.); впервые труд Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» будет всесторонне проанализирован, будет указана познавательная и практическая значимость частей «Каныкталгы» (Определение), «Нарыкталгы» (Диагностика) и «Дарымдалгы» (Терапия); способы целебного лечения из труда Отебойдака Тлеукабылулы будут отсортированы и проанализированы; будут раскрыты особенности философского миропознания,  цельность и идентичные части целительства казахского народа с искусством Средней и Восточной Азии. Проанализируется соответствие культуры лечения, а также будут предложены пути его усовершенствования и использования.

Теоретическая и практическая значимость данной научной работы является очень ценной. Поскольку лечение начинается со слов, с целительских слов, искусство народного целительства будет продолжена национальными традициями, с медицинским образованием и практикой поднимется на новый уровень. В данном исследовании культура словарного запаса, национальная философия и тактичность, а так же целебные свойства этнопедагогики и этнопсихологии не остались без внимания, нашли свое точное определение. Никто не остался бы в проигрыше, если бы специальный курс под названием «Традиция целительства и культура лечения нашего народа» изучали в школах и в специальных и высших учебных заведениях для самовоспитания и здоровья нового поколения. Очевидно, что именно такие благие начинания придадут стимул в проведении работ по улучшению здоровья, профилактики болезни и повышении знаний народных целителей. Огромную значимость имеют использование поисков и процессов данного направления в предметах культурологии, казахской философии, этнопедагогики и этнопсихологии, экологии, валеологии, этике и эстетике и самопознании. Исследование традиций и культуры народного целительства нынешних времен и предшествующего поколения казахского ученого целителя Отебойдака Тлеукабылулы, первый научный анализ философским взглядом выводов и мнений из трудов великих ученых в области целительства народов Центральной Азии и Казахстана, а так же создание учебной программы для изучения духовного наследия народа имеет огромную теоретическую значимость. Научные конференции и заседания посвященные труду Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве», а так же проведение в нашей стране пяти Международных научных теоретическо-практических конгрессов и форумов посвященные народной медицине казахского народа в период 2004-2008 годов под  руководством автора данной научной работы способствовало популяризации народного целительства не только на нашей земле, вместе с тем эта концепция поднялась на мировой уровень. Зядан Кожалымов является автором более пяти личных монографий на более ста дисках, а так же более ста духовно-познавательных, научно-справочных статей, очевидно, что все эти труды о традициях народного целительства будут полезным средством для исследователей с теоретической и практической точки зрения. С 1998 года на курсах по повышению знаний народных целителей непрерывно в восьми темах ведутся тридцати часовые теоретические и практические занятия по программе исследователя посвященной истории народного целительства, а так же культурности и соответствия способов лечения в медицинском труде велико-го целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве». По данной теме исследования в специальных научных изданиях Министерства образования и науки опубликованы семь научных статей, а в других изданиях пять научных монографий и статей автора. Если учесть всю продолжительность истории традиции целительства, то исследование в научном пространстве, познавательные философские мнения продолжателей данной традиции ученых и целителей исследователей, а так же внесение предложения внедрить все это в область науки сможет вновь раскрыть дорогу для процветания национального культурного наследия.

 

 

 

 

КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ И ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ

НАРОДНОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

 

Глава 1. Культурная соизмеримость

Восточного и казахского целительства

 

Народное описание и виды лечения

 

Во всех периодах развития человечества в любой нации всего мира были свои особенные и личные народные описания и способы лечения. Народное целительство возникло на первых стадиях образования человеческой жизни. Оно не руководствовалось никакими научными правилами. Только с помощью примерных показателей развития достижения свойств своеобразного народного лечения имело место дальнейшему продолжению. Однако определить истоки истории целительства не так трудно. Условно, к одному направлению относится восточное целительство, а ко второму берущая начало из ранних времен традиционная медицина. Из-за отсутствия  полноценных сведений о целительстве, особенно о восточном целительстве, в народе очень много правильных и не правильных мнений о функции и энергетике Восточной медицины.

Однако, объекты и цели лечения всегда бывают похожими, соответствующими и общими. Лишь понятия о болезнях, способы их изложения и практика лечения не всегда были похожими друг на друга. Это не означает, что увеличилось количество болезней, просто сформировались идентичные способы лечения. Лечение начиналось с отличного знания человеческой анатомии и физиологии, и нашло свое продолжение в умелом и уместном использовании целебных свойств растений и органов животных. Не смотря на неторопливое познание строения и функции организма человека, процесс лечения с каждым разом продвигался на новый уровень, приобретал различные традиционные продолжения. Отличное знание строения и функции организма человека, грамотное различие целебных свойств растений, правильное использование лечебной силы в соответствии с болезнью – если все эти свойства находились в одном человеке, то они становились основой целительства.

Искусство народного целительства казахского народа с древних времен на протяжении многих веков передается из поколения в поколение и в периоды пика и развития сохраняет свои народные целебные качества. В результате отдельного целительского познания лекарства началось заложение основы учения о целительстве. Такие понятия как «Целительское познание» и «целительство» только недавно по новому начали вноситься в научный мир. Однако полноценно раскрывающее содержание данных понятий еще не конкретизировано. В связи с чем, возникает необходимость специально остановиться на указанных понятиях.

Целительство – необычная жизнь, незабываемое искусство, передаваемое наставление, общение с телом, борьба с болезнью, путь освобождения от тяжелых и навязчивых мыслей, способ усовершенствования души, украшения внешности, метод постоянства личности к милосердию. А наш великий предок данное понимание излагал следующим образом:

Целительство – умение точно определять и ставить диагноз;

- благодаря различному обобщению безупречно использовать свою силу;

- гармоничное сочетание природной силы и телодвижений;

- своевременное и конкретное определение диагноза болезни.

В истории влияние лекарей, целителей, знахарей и врачей, которые в свое время подняли дух народа и способствовали возвышению нашей жизни, великое множество, это помогло в переменчивые периоды и не забывается по сей день. Труд Отейбойдака Тлеукабылулы, который сумел воссоединить все перечисленные природные способности, его образованность, творчество и мастерство является доказательством того факта, что выводы о ценности и серьезности искусства целительства заставляют задумываться многие поколения.

Так же нельзя с подозрением относиться к развитию и разделению народного целительства на национальности. Да-же во времена племен уйсунов, канлы, найман, кыпшак и т.д. целители несмотря ни на что брались за исцеление человека.

В зависимости от перемены времени, народу было известно о простых способах народного целительства, которые как открыто, так и тайно передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. С чего можно заметить, что история народного целительства казахского народа начинается до времен нашей эпохи. Свойства целительского лечения казахского народа с каждым годом каждого столетия приобретало все новое описание эпохального развития. Чем больше в казахском целительстве познавали причины болезни человека, тем дальше развивались пути культуры лечения. Целители казахского народа обладали рациональным созна-нием и выдвигали мнение о том, что различные погодные явления очень сильно влияли на стабильность здоровья человека, а так же на мир животных и растений. Поскольку национальное целительство воздух, воду, землю и солнечные лучи считало основными жизненными истоками. В ранние периоды народные целители наружные и внутренние признаки болезни человека определяли с помощью прислушивания, определения пульса, внешнего вида человека, его слов, общего состояния и легкого массирования. После определения болезни, целитель давал приготовленные им лекарства, а затем лечил с помощью очищения крови, массажа, лечения радикулита, пропуска холода и тепла сквозь тело, принятия минеральных и солнечных ванн, ингаляции (сосновыми, полынью, березовыми ветками, мятой и др.), окутывания бараньей шерстью и кожей, большим количеством мяса, молока, сгустков, творога, курта, кефира, свежего кумыса и многими видами лечения и продуктов питания. К примеру, шерстью свежо забитого коня и барана плотно окутывали людей с больными поясницами, укрывали их использовали способ обильного пропотения.

Народные целители поразному выполняли способ взятия крови с больного.

Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы еще пять веков назад на четыре группы поделил человеческую кровь на четыре группы «чистая кровь», «нечистая кровь», «кровь бешенства» и «гнойная кровь» [1, 160-161 сс.]. Согласно своим выводам по мере смены сезонов, целитель предложил определение о процессе бесполезного изменении в крови человека в весенний период и смог доказать свою идею. Так же, он смог доказать, что кровь является основным средством жизни человека и как бы осуществляет функцию «смазывателя» внутренних органов. На собственной практике убедился в том, что кровь является спутником либо основной составляю-щей души человека. Этот великий ученый предок был самым первым, кто сблизил народное целительство и научную медицину.

 

 
Вверх

На главную

Библиотека

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21