Целительская традиция и философия
О. Тлеукабылулы отдает предпочтение названию целитель, нежели лекарь. Он обучает культуре истинного целителя, это не просто вылечивать больного, а умение определить причины болезни, этапов развития и воспаления, наблюдения за больным до полного выздоровления или обратного воспаления, учитывать все мельчайшие действия и с состраданием относиться к больному человеку.
О. Тлеукабылулы считает, что целительство – это один из видов искусства. Лекари же пустое создание вида. [1, 80 с.]. Лучше всего называть целительство. Поскольку целительство исцеляет и оказывает свое благотворное влияние, в связи с чем рассматривает целительство в двух видах: Дарымдаулык (благотворное влияние), и Предвидящий будущее. Итак, оценивая по отдельности каждого из 24 целителей и анализируя их возможности и особенности пришел к своим определенным выводам.
По определению О. Тлеукабылулы целители «Дарымдаулык» в лечении больных людей исключительно сами принимали решения, использовали свои целебные методы, помогали облегчить боль, а иногда помогали человеку полностью выздороветь. А Предвидящие целители, как за них говорит название, предвидели будущее, болезнь лечили только опираясь на предположение, использовали лишь легкие методы лечения.
Великий целитель О. Тлеукабылулы считает, что из 18 тысяч миров самые основные шесть, из них трое холодных начала /основа, вода, последовательность/ и три теплых начала /плоть, движение, питание/ существуют в результате взаимодействия их основ. Например, Основа – имеет теплое начало, вода – основа холодного начала, последовательность – основа темного начала, плоть – основа обитания, движение – основа пространства, питание – основа света. Так же, на долю последних шести основ человека приходятся три теплые основы /самое малое, обитание, нежность/ и три холодные основы /пульсация, боеприпасы, продолжительность рода/, которые определяются как самое малое – основа темноты, обитание – основа жилья, нежность – основа теплоты, пульсация – основа пространства, продолжительность рода – основа холодного начала и основы этих самых холодных и теплых начал одновременно зависят и влияют на появление, строение и развитие человека, состояние здоровья и причины возникновения различных болезней.
По определению великого целителя: «Болезнь проявляется через холод. А лечение проходит через тепло и жар. Болезнь уходит когда на теле человека выступает испарина пар.» [1, 85 с.], воспринимая за основные причины возникновения болезней холод и тепло, находя пути излечения и основываясь на свою целительскую практику он предложил около десяти видов потения.
Автор такой сложной медицинской энциклопедии О. Тлеукабылулы владел многими языками мира, был уникаль-ным интеллектуалом с богатым философским мышлением, и никто не сможет опровергнуть, что он был великим ученым. Житель Алтайского округа СУАР Китая и г. Урумчи ученый Кадыс Жанабилулы одним из первых содействовал в издании «Трактата о целительстве» в соседней стране, и вот что он говорит: «Издание этого бесценного наследия, которое повествует об областях целительства, истории, философии и астрономии нашей нации, сохранившееся на протяжении многих веков бесспорно будет иметь огромную ценность для наших последующих поколений», – и делится своей радостью [40 (1), 9 с.].
Все мы знаем, что в средневековые города Отырар, Туркестан, Тараз, Баласагун, Сайрам, Сауран, Сыганак и другие города, которых признавали в городах Востока и Аравии были центрами науки, культуры и высокой духовности.
Несмотря на то, что труды великого ученого средневековья, второго Аристотеля Абу Насыр аль-Фараби, родоначальника медицины, философа, Абу Али Ибн Сина, родоначальника математики, астронома Хорезми (IХ-век), Абурай-хана Бируни (973-1051), великого ученого и поэта Жусупа Баласагуни написаны на арабском языке, они все же были очень знамениты среди своего народа. Если Абурайхан Бируни в своей книге под названием «Книга о целебных веществах» наиболее полно раскрывает все целебные свойства растений Средней Азии, и учитывая что Абу Али Ибн-Сина в своем труде под названием «Основы целительской науки» описывает различные виды болезней человека, пути излечения и защиты от них, и представляет великое множество целебных лекарств, то можно заметить, что О. Тлеукабылулы перед тем как написать свой труд под названием «Трактат о целительстве» руководствовался вышеуказанными трудами, по своему восприятию развивал собственное учение и умел относиться с почтением к науке великих ученых.
Данный факт показывает, что влияние и этнические особенности медицинских и многих других гуманитарных трудов великих ученых Востока и Средней Азии способствовали в развитии мышления и идей целителя в создании истинного национального целительского учения в философском направлении. Благодаря своему рассудительному учению великий целитель открыл множество видов заболеваний и способов их лечения, которые в свою очередь поделил на определенные области. Так же, он сделал свои выводы на счет возникновения болезней, посчитав, что одними из главных причин являются сезонные изменения, свет и темнота. Великий целитель приходил к выводам, что из-за влияния жара /сезон, сильные солнечные лучи, земной жар, перегрев тела/ и холода /мороз, сильный холод, промерзание/ на организм человека бывают разными в зависимости от времени года, что показывает его научный взгляд на целительство. Целитель любил духовную грамотность, главным своим долгом считал честность и ответственность. Его слова сходились с делом. Он смог подарить своему народу очень нужную и необходимую науку. Меняется время, идут года, но наследие чистой силы целителя Отейбойдака будет жить вечно как солнечные лучи.
Очень радует и то, что в Казахстане «Трактат о целительстве» О. Тлеукабылулы издается и увеличивается количество желающих разносторонне исследовать и писать по нему научные статьи. Однозначно одно, что этот труд посвоему повлияет на историю традиции целительства казахского народа. Вот что по этому поводу говорит академик А. Нысанбаев: «Каждая философская система – это явление, которое появляется из-за необходимости на определенной стадии развития истории человечества. И поэтому, у философских систем древних времен существуют своеобразные познавательные и социально-политические основы, именно по этой причине анализируя философскую систему каждой эпохи, мы всегда должны придерживаться конкретного исторического взгляда», – подчеркивая, что необходимо проводить научные исследования философскому мышлению великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы [41, 11 с.]. Необходимость исследования трудов ученого целителя – является основой и гарантом процветания истории национального целительства.
В своей целительской деятельности он всегда руководствовался мудростью народа о том, что «Кроме перелома все может быть заразным», после чего поделил болезни на передающиеся и не передающиеся, и предложил новый стиль путей профилактики болезни. В книге ученого целителя «Трактат о целительстве» приведены 32 определения различных болезней: /проказа, бородавка, краснуха …. и т.д./, шесть видов наружных ран: /фурункул, одиночная рана, рак челюсти …и т.д./, 5 видов болезней, 3 вида ожога, 3 вида заболеваний в последствии укуса ядовитых насекомых /змея, скорпион, паук, 2 вида обморочных болезней, 3 вида замерзания, 4 вида сумасшествия /эпилепсия, скрытость, сумасбродство, полоумие/, 5 видов бесплодия /импотенции/ встречающийся у родителей, 2 вида заболеваний нервной системы /слабость нервов, бессонница/, 9 видов болезней вследствие изменения структуры конкретных органов /зарастание зубов/, изжога и вздутие живота, кровотечение из носа и нарушение в росте, кровоизлияние, 4 вида кровоподтеков в кале, 5 видов ноющей боли в организме /зубная боль …/, 4 вида переломов /перелом, сильный перелом, перелом вдребезги и т.д./, 3 вида тошноты /от еды, беременности/, 10 видов опасных инфекционных заболеваний и многое другое. Конечно, можно было привести еще более подробные и тщательные определения, но в виду трагического уничтожения остальных частей книги это не предоставляется возможным.
Будучи патриотом своей нации О. Тлеукабылулы в целебной деятельности всегда придерживался народной мудрости «Народ – ценный источник знаний. Если говорит народ – значит это истина», и при лечении различных заболеваний предложил 6 видов лечения горячим песком, грязью и паром. Капталгы булау, бапталгы (лечение горячим паром), сакталгы (лечение паром при высокой влажности), какталгы (сухой пар), накталгы (узловой), шапталгы (горячий песок), а так же 11 видов массажа /узловой, надавливание, круговой, втирание, поглаживание и т.д./ и около десяти видов обрывания представлены очень простым и понятным языком [1, 365 с.].
В своем труде целитель в основном обращает внимание на людей, которые имеют свойства сглаза, от сильной энергетики которых, в большинстве случаев страдают дети, доказывая свои слова он представляет отличительные знаки на теле этих людей с отрицательной энергетикой и предлагает пути защиты от них [1, 146 с.]. Несмотря на то, что этому великому целителю не было суждено встретить вторую половину, воспитывать детей и ощутить прелести семейной жизни, он всю свою сознательную жизнь целиком посвятил целительской науке.
Согласно воспитанию его отца целителя Тлеукабыла придерживаясь правила «Один из сорока людей – Кызыр, а каждый седьмой – святой», он создавал лекарство изготавливаемое из примеси 41 ростка и семи целебных трав, которые он собирал из сорока различных местностей /горы, холмы, впадины, песчаные местности, каменистые, водные, лесные и т.д./ и предложил 3,5,7,13,21,25,41 дневный способ целебного лечения. Подводя итоги, хочется отметить, что Отейбойдак Тлеукабылулы путем исследования целебных свойств всех растений своей родины проявил себя как грамотный целитель с глубокими знаниями, практикой и специалистом с большой буквы в области фармакологии [1, 314 с.].
Вот что пишет казахский ученый фармаколог М. Кожабеков в своей книге под названием «Целебные растения» о целебных растениях: «На вопросы о целебных растениях впервые ответил греческий врач Гален, живший еще до нашей эпохи. Он описал более двух сот видов растений, которые использовал в свое время. Однако ученый не смог ответить на вопрос почему растения обладают целебными свойствами» [42, 3 с.]. И вот что по этому поводу выска-зывает ученый врач П. Массагетов: «Если и нужно перед чем покланяться, так это перед растениями. Все необходимое для жизни человек получит именно из растений», – подчеркивая свое особое отношению к дару природы и жизненные связи между человеком и природой [43, 5 с.]. О чем говорят мудрые слова «Человечество, берегите матушку природу».
Так же, можно заметить, что некоторые познания и взгляды О. Тлеукабылулы на целебные растения очень совпадают с взглядами греческого врача Галена. Великий целитель писал о многих действующих лекарствах, но свое особенное внимание он обратил на рак пищевода: «Эх вырезать бы грудину. Убрать бы больную рану. Тело бы вылечить, исцелить. Эх затем бы его заново зашить. Каждую болезнь можно излечить. Но в такое сложное и трудное время какое средство можно применить? И кому ее можно поручить? Все написано Аллахом. Веление Всевышнего нельзя изменить» [1, 362 с.], – что показывает его глубокие научные мышления, предложения в области хирургии и если бы у него были все необходимые инструменты для операции, возможно, он бы вылечил и эту страшную болезнь. О. Тлеукабылулы свою целительскую деятельность осуществлял не только на своей родной земле в Шалкоде. Он побывал во многих городах просторной казахской земли, например Сырдария, Музтау, Хорасан, Омск, Нура, Жезказган, Торгай, Чу, Жаркент и многие другие города, где он помогал встать на ноги многим заболевшим людям и не забывал проводить свои эксперименты.
Целитель осуществлял не только целительскую деятельность, но и внес свой вклад в современное акушерство: «Если плод ребенка расположен неправильно, то беременную женщину необходимо окутать в высохшей коже домашнего животного, затем по три раза перевернуть направо и налево» [1, 368 с.]. То, что в труде великого целителя представлены более 4600 целебных рецептов, среди них и с помощью кормления, доказывают более раннее существование казахского народного целительства, нежели эпоха самого целителя.
Науку целительства О. Тлеукабылулы не возможно проанализировать лишь одним научным разбором. И вот что он говорил о великих мудрецах, которых называл своими учителями: «По мнению Аль Фараби Аллах не создавал споров и шумных вздоров. Но по мнению Баласагуна ничего не меняется все вечно под луной» [1, 379 с.], – подчеркивал этими словами свое почтение и философский взгляд.
Именно поэтому можно заметить что мышление О. Тлеукабылулы очень схоже и является продолжением некоторых основных идей великих мудрецов. Его мысли показывают, что он был знаком с трудами этих великих мудрецов и перед тем как написать свой труд руководствовался ими.
Труд великого целителя О. Тлеукабылулы написанный в его познавательном понимании, в современном мире мы рассматриваем как труд составленный в научно-практическом и прикладном направлении.
Очень серьезный медицинский труд, который написан руководствуясь на основе познавательной философской идеи того времени по прошествию пяти веков не утрачивает свою ценность, что в свою очередь, в современном мире доказывают определения различных сфер науки. Несмотря на то, что великий целитель был очень образованным, он всегда был недоволен своими знания, говорил что только Аллаху подвластны все знания, так же можно заметить присутствие схожести идей с его предшественниками, великих мудрецов аль-Фараби, Абу Али Ибн-Сина, Ж. Баласагуни и многие другие. Он всегда открыто выражал свои мысли и всегда говорил о необходимости развития интеллекта.
Согласно познанию мира Ходжи Ахмеда Яссауи, человек через пророка Мухаммеда познает Аллаха. Познать Аллаха, означало познать тайны мира. О. Тлеукабылулы тоже был философского мнения о том, что мир создал Аллах и это можно заметить в его познании и понимании мира.
Вот что пишет в своей научной статье под названием «Медицинские примеры из книги Отейбойдака Тлеукабыл-улы” «Трактат о целительстве»» кандидат медицинских наук, доцент КазНМУ А. Омешулы: «Книга Отейбойдака Тлеука-былулы «Трактат о целительстве» – это глубокий исторический труд, написанный в стиле восточной медицины, воссоединение нескольких наук для служения медицинской науке и приспособленный для сохранения и лечения самого главного богатства человека – здоровья. Именно поэтому необходимо провести анализ каждого слова из этой книги. Дополнить достижениями современной медицины и сделать из нее основу нашей национальной медицины» [44(2), 54-55 сс.]. Нельзя рассматривать «Трактат о целительстве» великого ученого О. Тлеукабылулы только как труд о целительстве. В данном труде способы лечения народного целительства казахского народа на научной основе были всесторонне усовершенствованы, так же в этой книге описаны около двадцати научных особенностей из всей мировой науки.
1. О материальном взаимодействии и развитии веществ пишет Ф. Энгельс в своей «Анти-Дюринг» /1870/, однако целитель О. Тлеукабылулы был уверен, что в результате воссоединения десяти видов материального движения жара и холода, засыхания – холода, впитываемости – высвобождения, твердости – мягкости, бодрости – сна в организме человека они располагаются на следующих шести видах измерения: пространство, среда, свет, темнота, тепло и холод. Человечество – это плод и результат взаимодействия, гармонии этих обитаний. Что является доказательством того, что великий целитель на 400 лет раньше сделал открытие о материальном толковании жизни чем Ф. Энгельс [1, 19 с.].
2. В современной медицине автором вакцины против «оспы» признают английского медика Эдуарда Женнера. Считают что это открытие сделано в 1796 году, однако наш великий предок во время возникновения опасности этой болезни на территории казахской земли 360 лет назад в результате многочисленных поисков и экспериментов в своей степной лаборатории придумал простую народную вакцину и спас свой народ от этой ужасной болезни [1, 20 с.].
3. Всемирная наука считает, что первые исследования в области функции мозга, сердца и кровообращения человека были сделаны Да Винчи, В. Гарвей, Г. Галилей и другими, однако О. Тлеукабылулы все перечисленное определяет за сто лет в своей степной лаборатории [1, 188 с.]
4. О. Тлеукабылулы путем проведенных исследований в своей степной лаборатории составил перечень 12 внутренних и 12 наружных частей человека, определил их функции, доказал их взаимосвязь и пришел к выводу «ключ к существованию – это кровь», «ключ исцеления – это железа (мед.)» [1, 70 с.]. Он проложил путь к хирургическому способу лечения и на своем родном языке представляет перечень более 430 вида наружных органов человека для науки анатомии. Это можно с гордостью назвать национальным достижением народного целительства.
5. Великий целитель предлагает 4577 целебных рецептов национальных блюд для использования в лечении. Так же, соблюдая все правила приготовил около 1300 целебных примесей, которых получил из 858 видов различных растений, более 300 видов частей животных и около 70 примесей металл-металойдов [1, 335-360 сс.]. Все эти составляющие он собирал на сорока различных местностях [1, 314 с.] и руководствуясь цифрами 41 и 7, которые в сознании казахского народа считаются священными, приготовил 1050 видов различных лекарств и применял их в 3, 5, 7, 13, 21, 25, 41 дневной период, в зависимости от степени болезни, что в свою очередь показывает особую изобретательность целителя и верность своему делу. Перед тем как давать больному свои лекарственные препараты, он сначала пробовал их на себе, иногда дело доходило до сильных отравлений, однако несмотря ни на что, во имя сохранения здоровья своего народа он всегда действовал с особым героизмом.
6. Современная медицина не в силах воскресить тех, кто больше полувека лежал в холодильной камере, перемерз и утонул. Однако великий целитель используя очень простой способ «Туншыктырма» возвращал с того света считавших умершими. Например, утонувших он подвешивал ногами вверх до тех пор, пока вся вода не вытечет из его организма, после чего использовал свои целебные методы лечения и те возвращались к нормальной жизни.
7. Сейчас широко применяется способ П. Иванова излечения водой. А целитель О. Тлеукабылулы даже в те времена, для восстановления энергетики внутреннего и наружного биополя человека, больных с очень высокой температурой держал на морозе и купал в холодной воде. Из чего следует, что метод исцеления водой П. Иванова О. Тлеукабылулы открыл и использовал более чем пять веков назад, что в свою очередь определяет далекие корни нашего народного целительства.
8. В его труде можно заметить, что степной мудрец сделал свой вклад и в науку закона. В своем труде великий Отейбойдак пишет о том, что для сохранения чистоты поколения и здоровья Аз Жанибек хан издает указ о запрете жениться /в противном случае смерть обеим сторонам/, целоваться, вступать в интимные отношения, если предки обеих сторон являются родственниками до седьмого колена. В случае неповиновения виновников наказывали изгнанием, избиением кнутом, штрафованием, позором, вплоть до смерти [1, 43 с.].
Если сравнить данный указ Аз Жанибека с «Жеты жаргы» Тауке хана, то он принят на 240 лет раньше. Наблюдая за этим, можно сказать что это был первый вкладом великого предка в законодательство нашего народа.
9. Ученый целитель так же увлекался наукой астрономии, в связи с чем пришел к выводу о том, что небесные звезды влияют на здоровье, характер и поведение человека, определил существование 8 видов звезд в человеке и что у каждого человека существует своя собственная звезда. Это показывает личное познание великого целителя, которое и по сей день полностью не раскрыто.
Он так же доказывает, как в зависимости от настроения человека изменяется цвет его звезды, что влияет на его здоровье.
По мнению целителя день, месяц, год рождения ребенка, его имя, четное или нечетное число влияют на его характер, судьбу, умственные и другие человеческие способности. Свои слова он доказывает на примере времени рождения в полуденное время Майкы би, который был главой народа, оратором, святым и предсказателем. Из этого следует, что и в те времена обращали внимание на тайны потустороннего.
Великий целитель наблюдая за луной составил четырех сезонную таблицу прогноза погоды. То, что он поделил сутки на различное время и назвал их рассветом, утренней зарей, утром, полуднем, обедом, полдником, вечером, сумерками и ночью показывает, что в те древние времена в народном целительстве проводили исследование влияния небесных сил на здоровье человека.
8