Целительская традиция и философия
4
Профессор, доктор медицинских наук, который всю свою жизнь посвятил исследованию и написанию трудов о простых народных способах лечения касающиеся крови Е. Оразаков, делится своим мнением по данному поводу: «Для выпуска из тела человека «нечистой крови», «очищения крови» и «кровяного давления» использовались инструменты под названием «шертпек (медицинский инструмент древних времен)», «кан-дауыр (скальпель)», «біз (игла, шило)», «карыктык (банки)». Кровь в основном брали из сосудов в области лба и висков.
Для чего на шею вешали полотенце и очень осторожно поворачивали, в результате вышеуказанные кровяные сосуды отчетливо выделялись. После, с помощью нагретого скаль-пеля делали небольшой разрез, в тот момент текла густая и темная кровь, по истечению небольшого отрезка времени кровь снова приобретала бледноватый оттенок, затем убирали полотенце приступали к процессу остановки крови…», - и дополняет мысли великого целителя, прозвучавшие еще пять веков назад [4, 25 с.]. В соответствии с региональным распо-ложением народов и у народных целителей бывают идентичные или свои особенные, секретные способы лечения. В связи с тем, что в целительстве к наружным видам болезни относятся костные переломы и вывихи, в зависимости от переломов целители использовали метод возвращения кости в прежнее положение или обыкновенной операции. Умели с легкостью обогащать уже имеющийся опыт.
Великий Амир Темир /1333-1405/ в своей рукописи пишет о том, в 1354 году его охватывает сильный недуг. Снадобьем из гранатового сока не смог ему помочь и Самаркандский целитель. Методом взятия крови, встать на ноги ему помогает целитель из Туркестана [2, 12-13 сс.]. Это является доказательством того, что в Х-ХV века на территории Средней Азии существовало высокоразвитое научное учение о целительстве. И даже медицинский энциклопедический труд великого целителя Отейбойдака Тлеукабылулы «Трактат о целительстве» служит правдивым доказательством всех вышеуказанных действий ХV века. Прошлое, настоящее и будущее народного описания целительства нуждается в детальном рассмотрении. Учитывая что существует около тридцати областей целительства, нужно отметить, что прежде чем облегчить научный анализ, они будут способствовать расширению, безупречному развитию их будущего и процветать наравне с другими областями науки. Именно такие отдельные познавательно-справочные описания и выводы смогут оказать огромную помощь в исследовании и процветании национального духа искусства народного целительства. Поэтому дальнейшее научнопознавательное исследование народного целительства можно сравнить с очень ценным и важным благим делом. В разные времена народное целительство встречалось с различными преградами, в связи с чем не было возможности его расширения. Не смотря ни на что целители древних времен в своей системе лечения разделили лекарства на основные и дополнительные, а так же использовали собственные рецепты. Итак, такие препараты как, отварная настойка, круглые, порошковые, сахаристо-сладкие, сгущенные, массажные и другие лекарства изготавливались из составов растений /стебель, корень, цветок, листья, кора, плод, камедь, семена/, из органов животных и насекомых /кости, мясо, молоко, кожа, жир, шерсть и др./, среди них мясо медведя, рога оленя, кости тигра, пупок кабарги, мясо и яйца птиц, кумыс, коровье молоко, шубат (верблюжье молоко), раки, пиявки и др., а так же минералов /медь, ртуть, сера, квасцы, медный купорос, соль, алмаз и т.д./ измерялись системой измерения того времени/ кг, г, измерение миллиграмм не существовало/. Например, сладкие лекарства изготавливались методом отвара одного или нескольких видов смеси, затем все процеживали, добавляли сахар, мед или фруктовые соки. Массажные препараты готовили из медвежьего, барсучьего, лошадиного или гусиного жира. Капельные лекарства в отдельных пропорциях готовили из различных примесей для употребления во внутрь и для того, чтобы капать в глаза и уши.
Целители казахского народа лекарства приготовленные собственноручно использовали для профилактики гриппа, против головных болей и укусов ядовитых насекомых. И все же, труды в области медицины знаменитых на весь мир и по сей день великих ученых казахской земли и Центральной Азии Аль-Бируни, Аль-Разани, Абу Насыр аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Абу-Али ибн-Сина и других внесли огромный вклад в процветание народного целительства и его сближения с наукой. Ввиду того, что труды великих ученых написаны из отборного материала богатого наследия народного целительства, его составляющие идейные выводы быстро и положительно распространились среди народа. Теоретические и практические достижения народного целительства, в первую очередь очень сильно повлияли на развитие и расширение кругозора целительства казахов и Центральной Азии. В особенности отмечу, как выходец из Отырара названный в науке вторым Аристотелем великий ученый аль-Фараби оставил такие медицинские труды как «Об организме человека», «Об организме животных» и др., а ученик и продолжатель его учения, великий ученый Абу Али Ибн-Сина посвятил медицине 16 книг. То, что эти великие ученые превратили целительство в научно-практическое учение, способствовало обогащению способов и приемов лечения. Народное целительство казахского народа очень похоже на традиции целительства соседних народов Китая, Тибета, Монголии, Индии, Средней Азии, Арабских Эмиратов и др., но в то же время целительское искусство нашего народа очень неповторимо.
Результат большого отрыва вперед целительства казахско-го народа связан с тем, что он очень схож с достижениями целительства народов Востока и других соседних стран. Так же, можно прийти к выводу, что умелое использование нашими целителями способов целебного лечения соседних стран и достижение мастерства обогащения и соединения собственных методов исцеления стали основой националь-ного целительства.
На пути приведения в одно русло священного наследия народного целительства новые мысли, научные выводы и положительные достижения в теории и практике являются доказательством того, что они были сделаны для защиты и сохранения здоровья народа. Вот, что говорит исследователь исторических достижений народного целительства, кандидат медицинских наук, ученый Бекен Турсын: «Из-за отсутствия рукописных материалов периоды развития народного целительства все еще не исследованы полностью. Народное целительство казахского народа так же является народным наследием, которое с древних времен на протяжении многих веков передается из поколения в поколение. Без народного целительства нация была бы без жизни до настоящего и будущего. Кто сможет опровергнуть, что основой современной медицины, то есть, народной медицины является народное целительство?» [4, 41 с.]. Ясно одно, что подобные научные выводы сделаны на основе реальной жизни.
Не было и фактов того, что народное целительство имеет свою отдельную историю развития. А имеющуюся историю написали основываясь на устную и письменную литературу народа, на рукописи и дневники путешественников и купцов, на материалы археологов, этнографов и другие факты.
А. Левшин, А. Ягмин, Ш. Уалиханов, Н. Зеленд и другие исследователи в свою очередь тоже изучили все тонкости народного целительства казахского народа и оставили рукописи со своими личными мнениями. К примеру, Г. Колосов (1903 г.) и А. Ягмин (1845 г.) писали о том, что в казахской степи метод взятия крови является основным путем лечения болезней. А по мнению доктора Шустова (1985 г.), казахские целители лечили сильную головную боль способом укалывания шилом (иглой) в определенной области головы, а затем место укола засыпали пеплом. Здесь можно заметить, что данный метод лечения очень схож с китайским способом иглоукалывания. Несмотря на то, что указанный способ лечения развивался раньше или наравне с китайским методом, в результате медленного отдаления от одного из способов лечения потерял национальный целительский окрас. В связи с тем, что у нашего народа не было своей собственной письменности, отсутствовала возможность сохранить на бумаге огромное количество методов и приемов целительского лечения. В основном, все увиденное и услышанное целители запоминали и использовали в дальнейшей практике. Казахские целители основной причиной возникновения болезней называли наружный холод и внутренний жар. Предполагая простуду и считая, что основным путем его лечения является обильное пропотение, целители для данной цели давали травяные лекарства как опийный мак, солодковый корень, мята. При заболеваниях легких и сильном кашле кормили сильнокалорийной едой, давали кумыс, барсучий и лошадиный жир.
Благодаря развитию своей практики лечения, народные целители были знакомы с названиями более ста внутренних и внешних болезней человека. Зная что болезнь возникает из-за жара и холода, целители были уверены в том, что это имеет влияние на баланс человеческой энергетики. Так же, они были умелыми создателями способов лечения. Еще с древних времен, простые народные целители были очень хорошо знакомы с причинами возникновения психических заболеваний и смогли дать этому недугу такие названия как «бездумный, истукан», «сумасшедший», «буйный, бесноватый», «сумасброд», «эпилепсия, умственная отсталость», «бешенство», «вертячка», «припадочное состояние» и т.д., затем в рамках народного целительства основали психологические и философские познания. Знание и правильность простых методов лечения поврежденной нервной системы казахскими целителями открыло дорогу для его научного основания. В связи с чем, система лечения собрана из личной практики народных целителей, что стало идеальными условиями для создания основы системы народного лечения и дальнейшего его развития.
Волшебное влияние и простые способы народного лечения шаманов и знахарей на первых стадиях народного целительства стояли в одном ряду и вкладывали свою лепту в излечение болезни человека. Именно поэтому, прежде чем впервые лечить болезнь, народные целители основывались на религиозной вере и обрядах. Однако, система развития общества назвала народных целителей костоправами, травниками, кровяными лекарями, массажистами, лекари религиозными обычаями и обрядами и др., а они в свою очередь стремились доказать свои силы и работали на результативность.
Они были мнения о том, что искусство шаманства (баксы) это подарок Всевышнего, его тайна. Баксы в своей среде был главой и целителем, посредством убеждения народа своими способностями предсказателя, кумалакшы (гадатель по катышкам), волшебника, поэта и музыканта осуществлял лечебную деятельность. На пути процветания народного целительства появлялись все новые способы лечения, и среди них шаманство, метод лечения с помощью религиозной веры: больной человек ночевал в мавзолее одного из умерших святых предков, осуществлял обряд жертвоприношения и молил духов святых предков помочь избавиться от болезни, о детях, разобраться с жизненными трудностями (открыть дорогу) /имеет продолжение и по сей день З.К./. А так же лечили массажем, заклинанием, кактыру (лечить ударяя легкими жертвенной козы или барана), аластау (окуривание огнем от болезни), корыктык кую (заливание молока, вскипяченного в полевых условиях в деревянной чаше, в которую бросают накаленные докрасна мелкие камни), заговаривание, шошындыру (испугать болезнь), знахарским зачитанным зельем, тумар (заклинание записанное на бумаге и сложенная в треугольник), прибегать к помощи баксы, перевод болезнь (обычно на животных), изгнание болезни, лечить посредством наличия сходств, словами заклинания, лечении оспы, лечить укусы змей, пауков и каракуртов и многие другие способы исцеления расширили кругозор возможностей народных целителей. К примеру, целители предполагая что причинами изменения кровяного давления, искривления челюстной части, онемения рук и ног были повреждения нервных клеток в организме человека умели использовать соответствующее лечение и возвращать человеку здоровье. Для этого больному давали облизнуть раскаленное железо, что интересно, при этом язык человека не обжигался, а наоборот сильно вздрагивала задняя часть мозга и все тело. В результате, поврежденные клетки как бы просыпались, снова функционировали и болезнь человека исчезала. При заклинании так же исполь-зовали метод вздрагивания, в лицо больного брызгали водой и запугивали кнутом, либо на лошади с огромной скоростью влетали к больному домой, после чего поврежденные нервные клетки вновь функционировали как прежде. Этот метод целительского лечения очень схож с современным научным медицинским способом условного рефлекторного испуга и человеческим самовнушением.
Внутренние болезни целители в основном лечили сливанием крови, массажем тела, окутыванием плотным одеялом, искусственным поносом и рвотой, голоданием, для обильного потения давали настойку отварных лекарств или порошков, очищение от мокроты, ну а с помощью природной минеральной воды и грязи лечили болезни рук, ног и кожи. Народные целители так же умели лечить наружные раны, порезы, переломы, вывихи, ожоги, опухоли, растяжение и разрыв сухожилия.
Согласно некоторым данным, в ХIX-XX веках в народном целительстве казахского народа было очень хорошо развито костоправство и не сильно отличалось от его научно-инструментального вида. При различных заболеваниях костоправы оказывали следующие виды помощи: остановка кровотечения, взятие проб крови, лечение обмороженных частей тела, ожоги, укусы змей и каракуртов, удаление желваков с тела человека, образовавшейся пленки на глазах, фурункула и вытаскивали стержни опухолей. Например, для того чтобы остановить кровотечение, с начала собирали в посуду уже истекшую кровь, поджигали и полученный пепел из крови прикладывали к ране. Стержни опухолей находили с помощью прикладывания к опухшему месту отвара из муравейника. Наружные раны иногда лечили приготовленным обычным способом маслом «Кимай». Своими мыслями об этом делится исследователь народной медицины, дающий всему научные определения, доктор медицинских наук, профессор Есторе Оразаков: «масло «Кимай» получают следующим образом, просушенные бараньи катышки поджигаются, затем на наземный таган (ошак) переворачивают казан, под которым клубится едкий дым тех самых катышек, и на стоящую рядом закрытую посуду по маленькой трубочке стекается масло» [4, 24 с.].
Костоправов так же называли «Сыныкшы», которые без всяких лекарственных препаратов и гипса возвращали на прежнее место переломанные кости, забинтовывали простым способом, условным методом оказывали дополнительное временное лечение и вели наблюдение до полного выздоровления. Опытные целители казахского народа умели аккуратно удалять раздробленную часть черепа только родившегося младенца, заменить его панцирем молодой черепахи, обвязать кишкой свежезабитого коня и вернуть к жизни маленького человечка, что доказывает высокий уровень культуры лечения народных целителей.
И даже ученые всего мира признают развитие цивилизации в Центральной Азии в III-IV веках нашей эры. Тому доказательством является найденный при археологических раскопках могилы Карабие в Центральном Казахстане скелет молодого человека, которому проколов череп сделали хирургическую операцию. Известные ученые предполагают, что найденный человек жил в V-III веке до нашей эры [6, 11 с.]. Данный факт служит доказательством того, что в III-IV веках нашей эры на территории Центральной Азии была высоко-развитая цивилизация, а народное целительство берет свое начало еще с самых древних времен.
О возникновении болезней великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы говорил, что: «основной причиной возникновения болезни, являются невидимые глисты» [1, 102 с.]. В связи с чем, великий целитель поделил болезнь на три группы: врожденная, передающаяся через гены и передаю-щиеся. Данные научные выводы целителя о передачи и воспаления болезни на современном медицинским языке объясняется понятием мелких невидимых микробов. Исполь-зование целителем специальных рецептов в зависимости от вида болезни, то, что он сам иногда получал отравление от своих лекарств, а затем находил пути выздоровления и только после этого давал больным для использования в лечении, доказывает смелость целителя и строгую ответственность к своему делу.
Эти факты показывают, что он был преданным науке человеком, который с огромной верой оценивал будущее своей нации. Великий целитель О. Тлеукабылулы в пустынных местах способом «туншыктырма», а в водных местах методом «малма» спасал людей, которые были на грани между жизнью и смертью, так же несмотря на степень он лечил ожоги и получал положительные результаты. Наверное трудно найти болезнь, которую не лечил великий целитель О.Тлеукабылулы, он был человеком риска, молился Всевышнему, развивал и доказывал истинную пользу целительства.
Воспринимая пространство природы как богатую среду для целебного лечения О. Тлеукабылулы ранее европейской медицинской науки знал о том, что если заболевшего рахитом ребенка тепло одевать и постоянно прогуливаться с ним на солнце, что он в скором времени забудет о своем неприятном недуге. По данному методу лечения можно прийти к одно-значному выводу, что в народном целительстве казахского народа использовались все целебные свойства природы, что является доказательством раннего развития и глубины философского познания этого вида искусства.
Народные целители казахского народа хорошо знали о том, что такие заразные болезни как чума, оспа, проказа, тиф, сибирская язва и краснуха являются очень опасными, знали пути защиты и сохранения от них, а некоторые даже умели лечить. Например, человека подвергшегося чуме держали в отдельном доме, запрещали с ним контактировать, кормили с помощью длинной палки (еду привязывали к палке), ну а если было очень опасно, то этого человека со всем имуществом сжигали, вся родня переезжала с этого места и никогда не возвращались туда. Эти способы очень схожи с современными требованиями гигиенической защиты научной медицины. Однако, еще в ХV веке великий целитель О. Тлеукабылулы пытался определить возникновения причин многих заразных заболеваний и использованием своей научно-справочной системы шел к достижению положительных результатов. Свои мечты он смог реализовывать в основном опираясь на предположения достижений степной практики. Этот великий целитель смог полностью приблизить к научной системе народное описание целительства. У него был особый взгляд на то, что искусство народного целительства рождается и существует вместе с народом, является продолжателем методов и приемов, а так же способствует его процветанию. Его ответственный взгляд на будущее данного искусства показывает выполнение требований правила «семь раз отмерь, один раз отрежь». Именно такие глубокие суждения великого целителя можно очень ясно заметить в его труде под названием «Трактат о целительстве». Профессоры, доктора медицинских наук А. Алдашев и Ж. Алимханов, которые являются авторами первой монографии под названием «Тайна народной медицины казахского народа» дают следующее определение: «Народный целитель всемирной организации здравоохранения – согласно понятию народа, это человек использующий различные растения, минералы, органы животных готовит лекарственные препараты, и с их помощью лечит различные болезни, так же умеющий оказать медицинскую помощь согласно культурным и религиозным понятиям окружающего общества», – и акцентирует внимание на необходимости исследования исторических этапов развития искусства народного целительства [7, 137 с.]. Великий целитель О. Тлеукабылулы определив, что древняя шаманская система лечения религиозной верой и самовнушением очень необходима и основываясь на конкретную научную систему предложил целебный способ лечения болезни. Если мы обратим внимание на прошлое народного целительства, то можно заметить, что оно постепенно развивается и про-двигается вперед.