Целительская традиция и философия

 

1.3 Целебные методы и приемы лечения описанные в труде  О. Тлеукабылулы

 

        Народное целительство казахского народа очень богато многочисленными способами лечения, как сугубо этническими, так и методами множества других стран. Казахские народные целители все препараты изготавливали из многочисленных видов целебных растений, органов животных и металл-металойдов, опираясь на внутренний голос и интуицию, что в свою очередь способствовало процветанию и развитию их личной практики и основой для существования целительства на протяжении многих веков. Первым, кто оставил на бумаге все эти достижения был наш великий предок Отейбойдак. Оценивая с научной точки зрения прошлое и настоящее искусства народного целительства казахского народа мы узнали о том, что ее история начинается еще до нашей эпохи, а в ХV веке ученый целитель Отейбойдак Тлеукабылулы создал научную основу традиционного целительства. Воплощая в жизнь народное целительство казахские целители обращали особое внимание на культуру и воспринимаемость способов лечения, на санитарное состояние рабочего места и грамотность целительского учения, вели очень строгий контроль за исполнением данных требований, которые они же и создавали. Целитель чистой силы Отейбойдак Тлеукабылулы на пути служения и развития народного целительства и научного обоснования собственных идей не стремился к роскошной жизни, ему не посчастливилось быть любящим мужем и отцом, а перед тем как лечить больных своими лекарствами сначала он пробовал их не себе. Его личная практика стала основой для целительской науки нашего народа.

Сплоченное исследование и анализирование современными исследователями и учеными в области медицины, спо-собствовало становлению национальной науки целительства казахского народа, и достигло больших достижений. Различные переменчивые периоды и просветление национального духа привели к тому, что из состава тюркских племен государства Дешти-Кипчак, правящие в то время на территории от окрестностей Сырдарии до Сибири, отдели-лись казахские племена во главе султанов Керея и Жанибека, основав казахское ханство в Козыбасы, вблизи Чуйской местности.   

Отырар, Туркестан, Сайрам, Жаркент, Сауран, Сыганак, Тараз, Мерке и другие города, считавшиеся в средневековья центром науки, образования и культуры, еще до образования казахского ханства были родиной их предков. Южные области этих земель являются родиной Коркыт ата, аль-Фараби,  Ж. Баласагуни, Ибн Сина, Махмут Кашкари, Ходжа Ахмед Яссауи, Жуинеки и многих других великих мудрецов, которые непревзойденностью своих знаний были прославлены во всей Восточной и Средней Азии, а их труды из различных областей науки были написаны на арабском, персидском и турецком языках.

 Из труда О. Тлеукабылулы можно заметить как сильно он был предан и влюблен в тайны народного целительства. Приступая к труду с большой ответственностью, которое посвящено во благо человеческого здоровья, он очень долго размышлял, анализировал  и делал научные обоснования для того, чтобы его произведение существовало вечно, что явно заметно по большой значимости этой книги в современные дни. Свои простые целебные способы исцеления он развивал на уровне серьезной науки благодаря тому, что прочитал и проанализировал очень большое количество трудов своих предшественников, которые были посвящены целительской медицине, философии, духовной образованности, истории и этнографии, религии и литературе и многому другому. Это очень очевидно в каждой части и приведенных определениях в книге целителя. Именно поэтому он считается основоположником письменной науки о народном целительстве казахского народа. Об этом говорит множество литературы, сохраненные в архивах наших и зарубежных библиотек. Мы можем с гордостью говорить, что именно такие личности отличающиеся высокой образованностью, культурностью, ораторством, глубоким мышлением и мудростью жили и прославлялись на территории современного, бескрайнего Казахстана. К сожалению, в нелегкие времена для народа их имена постепенно уничтожали, народ стал забывать про своих великих предков, однако после приобретения независимости нашей страны научные труды великих ученых стали находиться, возрождаться и ныне занимают должное место в истории нации.

Среди них и медицинский энциклопедический труд великого целителя, степного мыслителя ХV века Отейбойдака Тлеукабылулы /1388-1485/ под названием «Трактат о целительстве», который вернули нашему народу лишь по прошествию более пяти веков. Ученые нашей страны, соседнего Китая и многих других зарубежных стран познакомились с произведением основателя научного целительства казахского народа и дали свою положительную оценку. Вот как себя описывает великий целитель О. Тлеукабылулы: «Зовут меня Отейбойдак Тлеукабылулы. По происхождению отношусь к Старшему джузу,  среди которого Зарман. В Зармане Албан. Живу в просторах Семиречья. В своем ауле у меня немало друзей и знакомых. В этом мире признаю и служу Жиренше шешен и Жанибек хану. Родился в год улитки, сейчас мне 85 лет. Я высокого роста, у меня смуглая кожа, нос выпуклый, плечи широкие, густая бородой, длинные брови и без лишних слов» [1, 34 с.] .

Так же, он пишет о том, что родился в ауле Айкайтас местностей Семиречья /Алматинская обл., окрестности района им. Райымбека – бывший Нарынкол/, начиная с восьми лет воспитывался у своего отца целителя Тлеукабыла, благодаря которому впервые познакомился с искусством целительства. В своей деятельности он всегда руководствовался двумя постулатами “Увидевший воспитание отца оружие в руки возьмет. Девушка которую воспитала мать одежду зашьет.”«Каждый из сорока – Кызыр. А каждый из семи –  святой» [1, 314 с.], которым научил его отец. В связи с чем и приготовил целебное лекарство из примеси сорока одного растения и семи видов трав, которые он собрал из сорока различных местностей.

Опираясь на научные определения и свою мудрость он смог ответить на вопросы о способах лечения, причинах передачи болезней, чистоты крови нации и др. первого хана казахского народа Аз Жанибека. Доказав ему, что чистота крови молодого поколения и здоровье младенца напрямую зависит от родственных связей родителей, чистоты брака и экологических воздействий, в результате целитель заслужил доверие хана. Достичь такого высоко почтения ему удалось лишь благодаря своей образованности и культуре.

Свое почтение к Отейбойдаку Тлеукабылулы Аз Жанибек хан выразил следующим образом: «Золотая голова у тебя на плечах. Язык твой жгучий режет как алмаз. А сам ты лекарь. Благо для всех нас», и тот приступил к своему труду в выделенной ему комнате возле ханского дворца в 78 лет, в 85 лет он завершил свою работу общим количеством в пять тысяч страниц, однако хану так и не довелось познакомиться с этой книгой из-за его внезапной смерти.

«Трактат о целительстве»  О. Тлеукабылулы переписывали и передавали из поколения в поколение, самая последняя копия из тысячи страниц была подготовлена к изданию под руководством заместителя главного директора Синь-Цзяньского издательства научной техники и здравоохранения ученого писателя Хакима Акимжанулы, и вот что он думает по этому поводу: «И вот, уважаемые читатели! Наступил тот самый долгожданный момент, когда мы представляем вам скопированную версию великого научно-исторического произведения «Трактат о целительстве». В действительности, все что написал в этой книге Отейбойдак Тлеукабыл-улы Аль-Кузорда, все его научные выводы, методы и способы лечения относятся к достижениям европейской науки за последние сто лет. К примеру, функции сердца и мозга, система кровообращения человека в результате долгих спор и экспериментов доказана учеными ХVII века Да Винчи и В. Гарвей. Но выяснилось, что наш великий предок все эти и другие открытия сделал до них еще за три века, проводя эксперименты на баранах и лисицах. Неважно, хоть Да Винчи, Гарвей или Галилей в Европе, либо аль-Фараби и Отейбойдак в Центральной Азии, самое главное, если человек способен проводить поиски истины жизни, он в любом случае сможет сделать научное открытие» [47(1), 431-433 сс.], – подчеркивая, что этому труду предстоит пройти немало научных исследований.

Положительная оценка ученых разных направлений основных трех частей «Каныкталгы» (Определение), «Нарыкталгы» (Диагностика) и «Дарымдалгы» (Терапия) медицинского труда ученого целителя Отейбойдака Тлеука-былулы доказывает что многие научные открытия описанные в нем были сделаны задолго до Европейских открытий, а в казахском народе намного раньше существовала уже система-тизированная научная медицина. Но поскольку главной целью данной темы является дать определения методам и способам лечения великого целителя, обратим свое внимание на вводную часть книги «Турлаулар» и часть под названием «Тектелги», которыми мы будем руководствоваться в данной части нашей научной работы.

Параллельно тому, что великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы очень грамотно написал свой «Трактат о цели-тельстве», он так же всесторонне описал причины появления болезней в организме человека, способы и приемы их определения и излечения.  Великий целитель своим материалистичным мировозрением дал философскую оценку трем вершинам «каныкталгы», «нарыкталгы», «дарымдалгы» и шести уровням науки целительства, свойственные лишь казахскому народу. В части под названием «Каныкталгы» /трамбование, классификация – З.К./ он описывает основное окружающее обитание человека, обмены веществ, звездное влияние, различные виды энергетики, причины болезни и функцию нервной системы. Весь окружающий мир целитель называет «Шестью основными обитаниями». Это значит, что  все существа /живые и неживые/ имеют шесть основных обитаний, к которым относятся: пространство, обитание, свет, темнота, теплота, холод. Если бы не было пространства, то не было бы и жизни. Пространство – является безграничным.  Хотя пространство Пусть мир хоть меняется тысячу раз. Но все же он сохранит свою суть.» [1, 54 с.].  Безграничным пространством он называет – пространство безграничности.

Это пространство, которое окружает Солнце, Луну и звезды. Измерение галактик известно лишь одному Аллаху. Раскачиваемым пространством называет – землю, размывающимся пространством – воду, и в то же время жизнь.  Тем самым, целитель пытается объяснить, что для существования необходимо единое пространство и с научной точки зрения доказал, что в противном случае не было бы жизни. В целом, только при связи всех шести основных окружений будет существовать жизнь. Великий мудрец казахских степей является первым в истории, кто поделил пространство на три части и доказал это на научной основе. Это можно назвать самым первым достижением великого казахского целителя перед мировой наукой, весомый результат его глубокого философского мышления.

Великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы смог сблизить законы природы и науку целительства, связать между собой все живое и жизнь человечества, а так же наладить своеобразную систему казахского целительства.  И вот что он говорил по этому поводу: «Безграничный мир – это вечность. Сколько бы мир не обновлялся и не изменялся, его суть останется неизменной», – и определяет противоречие и единство закона природы[1, 55 с.]. Целитель поясняет, что вследствие влияния обмена жара и холода начинается болезнь человека. Например, каждая половина суток, месяца и года – это «основной жар», а вторая половина – это «очередной холод», так он разделяет все существование, и приходит к выводу, что весь процесс происходит посредством уступок и взаимного оборота.

Помимо сего, существуют причины нестабильности здоровья человека. Что объясняет следующим образом: в 12 месяцах года существует 180 дневных дней – основные, остальные 180 ночей – очередные, так же и сутки 12 часов дня – основные, 12 часов ночи – очередные, 12 мушеля, 12 месяцев, 12 причин болезни, 12 взаимодействий и отторжений органов и многие другие понятия связанные с цифрой 12. Его конечное мышление об основном, очередном, жаре и холоде схоже с условными знаками современной медицины. И вот как великий целитель доказывает свои мысли, выводы и научное определение с точки зрения национального философского познания: «Аллах создал этот мир так, чтобы звезды и человек были неразлучными. Саһан и Гуршук планеты разрушений. Если эти планеты приблизятся к земле, то весной жди ненастий. Если эти планеты потускнеют, то в этом случае ожидай прихода раннего лета. А также эти две звезды показывают справедливый и несправедливаый характер верховного главы – кунби. » [1, 111 с.].

Казахский народ считал священным цифру двенадцать, поскольку природа безмерного времени и вечного движения действовала по закону «двенадцать». Великий целитель был мнения о том, что данный закон природы и пульсация человека имеет 2880 видов в зависимости от года, месяца, дня и времени. Путем определения причин возникновения различных болезней он находил способы их лечения, тем самым сохраняя здоровье своему народу и сумев в полную силу использовать свои теоретические и практические знания, доказательством того является его научно обоснованные решения. Великий целитель и свои лекарственные препараты делил на основные – теплые и очередные – холодные. По его мнению, жизнь человека тоже делиться на светлые и темные части.

По суждению целителя, в процессе борьбы противоположнностей из количественных изменений рождается изменение качественного, затем повторяясь изменяются и развиваются в обратном направлении, и все эти процессы существуют «вечно, непрерывно», – конкретизирует он.

Баланс основы и очередности – это основа сохранности жизни и движения. Данные явления не могут существовать по-отдельности. Если нет одного, то нет и другого. Они постоянно заменяют и дополняют друг друга. Именно таким образом, глубокое философское мышление целителя находит гармонию с законом диалектики. Это можно сравнить с понятиями «инь» и «янь» китайской медицины  либо на языке целительства основа и очередность, добро и зло, плюс и минус.

Если природные изменения философия китайской медицины объясняет изменением «инь» и «янь», то наш мудрый предок Отейбойдак своей личной философией понимания природы эту закономерность объясняет оборотом основы и очередности. Это показывает, что в науке целительства меж двух народов очень много идентичности и дополнения друг друга. То, что великий целитель Отейбойдак Тлеукабылулы опираясь на науку и практику о природе своих предшественников дополнил и обогатил их на основе своих личных экспериментов, со своей стороны сделал множество открытий, среди прочего сделал свой весомый вклад в науку и познание мира показывают, что он был не просто настоящим целителем, а мыслителем и философом. Отейбойдак Тлеукабылулы идеи своих философов предшественников не оставлял и принимал в таком виде, в каком есть, напротив предлагал и высказывал свои точки зрения и мысли.

        Анализирование, обогащение мысли своих предшественников, посредством своего личного мировоззрения и приведение их в единую национальную систему он объясняет этнической философией познания. Основой жизни он считал шесть неотъемлемых окружений человека, три теплых – пространства, свет, тепло, и три холодных – обитание, темнота, холод, и только взаимное единение этих систем дарит жизнь, при каких-либо изменениях возникнут трудности существования, «Если придет ангел смерти к человеку – на то воля Всевышнего. Аллах все сможет спасти человека от неисцелимого недуга. Но это нелегко. На то воля Аллаха» [1, 75 с.], – делится  своими мыслями.

По мнению целителя «жидкости крови и желез – являются основой человека» [1, 127 с.], – что означает зависимость существование жизни от них, к тому же его изречение «кровь – это существование жизни» [1, 124 с.] обозначает, что кровь и мозг напрямую управляют жизнью существ, что не сильно отличается от мнений его предшественников и определений современной научной медицины. За основу своего труда он взял национальную идею познания и продолжил ее своим личным мышлением. Например, «Во время обновлений весной обновляется и казахский народ. Поскольку вместе с весной увеличивается объем крови человека. Все обновляется. Именно поэтому необходимо удалять из организма нечистую кровь. В противном случае в составе крови начинаются нарушения. Поднимается давление. В такой ситуации необходимо использовать некоторые методы переливания крови. Непрерывное кровообращение – это жизнь, его остановка – смерть. Кровь – душа человека…» [1, 131 с.], и основывается на свою практику.

Об этом научном выводе великого целителя в своей научной статье под названием «Важность трудов Отейбойдака Тлеукабылулы в создании основ названий сердечно-сосудистой системы» доктор медицинских наук, профессор КазНМУ А. Ракышев: «Несмотря на то, что написанный пять сотен лет назад труд переписывался, передавался из рук в руки и большая ее часть потеряна, «Трактат о целительстве» может дать очень много в поисках и отборе древних медицинских слов и названий» [48, 10 с.].   Он по-отдельности дает определения каждой причине возникновения и воспалению болезни.  Например, то, как он делит их на Излечимые: сглаз, провидение, определенное и злостное показывает, что все его способы и методы лечения созданы на научной основе.

Ученый-медик А. Нурмухамбетулы в своей научной статье под названием «Трактат целительства» – наследие народа» делиться следующим мнением: «Отеке обратил внимание на то, как различные природные и погодные изменения по-разному влияют на людей, и являются причиной воспаления хронических заболеваний. Весна и осень, пасмурная и облачная погода – настоящее испытание для людей с повышенным давлением, считает он. Противоположное погодное явление, то есть солнечные лучи – есть настоящее блаженство для человеческой души, а иногда полезное средство для излечения некоторых болезней. Здесь очень очевидно описано влияние различных погодных явлений на больных людей.», – что в свою очередь схоже с мышлением великого предка [49, 145 с.]. Все это так же является причиной возникновения различных болезней человека. Это закон жизни.

Великий целитель О. Тлеукабылулы причины возникно-вения болезней объясняет и следующим образом: «Причиной возникновения и воспаления всех болезней являются микробы» [1, 102 с.]. Их он поделил на два вида: видимые и невидимые. Каждый микроб, зарождающий болезнь по-своему бывает разным. Поскольку у каждой болезни существуют свои признаки. Если бы существовал только один микроб, была бы только одна болезнь и один способ излечения, – говорит целитель. Чувствуя, что они хоть и невидимы, но все же существуют. Что можно заметить из его изречения «Все, кроме перелома может быть заразным».

И вот что об этом открытии великого предка говорит кандидат медицинских наук, крупный специалист в области туберкулеза, ученый Бекен Турсын опираясь на научные определения: «Очень сильно удивляет то, как целитель определил микробы, которые в современном мире можно увидеть только с помощью микроскопа. Европейские ученые Р. Кох и Мандельштам сделали эти открытия только спустя триста лет» [50, 55 с.]

Великий мудрец знающе предполагал, что если неправильно ставить диагноз и лечить соответственно, то это будет неизлечимой мукой, а иногда, возможно закончиться смертью. Научные открытия и философское мышление ученого целителя О. Тлеукабылулы, которых он достигал в обычной степной лаборатории, на сегодняшний день превратились в силу и энергию заново родившегося искусства народного целительства.

Ученый целитель был человеком, который с начала семь раз подумает и только потом примет решение, всю свою жизнь посвятил целительской деятельности, во благо здоровья своего народа, у него были своеобразные пути решения, мышление, чувства и высокая требовательность ко всему. Он своими словами доказывает то, что обогащая казахский стиль исцеления добился личных целей и исполнения желаний. Его научные выводы о вторжении различных микробов в организм, которые впоследствии становятся причиной болезни, они практически ничем не отличаются от современных научно доказанных медицинских определений.

Так же, целитель раскрывает секреты чистой и продолжительной жизни, к которым относиться питье большого количества воды, что улучшает функции кровообращения, а питье чая помогает расслабиться, избавиться от ненужного пота и улучшает кровообращение. Этот целитель был направлен на свободное выражение собственных мыслей и представлению конкретных доказательств.

 Еще в те древние времена он был уверен в том, что некоторые виды неизвестных болезней /в основном у детей/ возникают от сглаза. Вот, что по этому поводу он говорил: «У человека которого дурной глаз возле очей или на теле имеется родинка. У него острый взгляд. Взгляд такого человека очень злой. А у тех людей у кого дурная речь возле рта и  губы имеется родинка» [1, 146 с.].

Причиной возникновения болезней по причине сглаза у взрослых и детей великий целитель объяснял тем, что когда их отрицательная энергетика передается ребенку или взрослому происходят отрицательные изменения в организме человека, вследствие которого и возникают различные опасные болезни. К тому же энергетика ребенка не в состоянии противостоять энергии взрослого человека. Можно сказать, что отрицательная сила влияет ослабеванию иммунных точек молодого организма. Это означает, что сглаз является очень опасным явлением для здоровья, а может и жизни человека. Ученый целитель нашел и описал пути противостояния этому неприятному явлению, и при выздоровлении как бы наказывал сглазившего человека на сорок дней направив на него же отрицательную энергетику так, чтобы он весь этот период чувствовал не самым лучшим образом.

Целитель определил основные причины возникновения болезней, так например «буылма» – передающиеся болезни, «туылма» – врожденные пороки, «куылма» – болезнь передающаяся через гены [1, 142 с.]. Вот как отвечал целитель О. Тлеукабылулы перед Аз Жанибек ханом: «Мой повелитель! Я своими глазами видел, что происходит с теми, кто женится лишь после четвертого колена. Именно поэ-тому, при женитьбе необходимо строго соблюдать правила до седьмого колена. Если будет смешана кровь более сорока-тридцати предков, то поколение будет очень смышленым. Если же в невестках будет девушки из других народов, то дети будут внимательными, сообразительными и мастерами на все руки. О, повелитель! Всемогущий Аллах говорит «Если будешь беречься и я тебе помогу», внебрачные интимные отношения, жениться не сохраняя семи колен и целова-ние не доведут нас увидеть чистой крови поколение. Станет причиной многочисленных неизлечимых болезней. Потеряем чистоту крови.», – внес свое предложение [1, 142 с.].

 
Вверх

10

На главную

Библиотека

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21 

                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21