ШИРЕК ҒАСЫРЛЫҚ КИЕЛІ ҚАУЫМДАСТЫҚ

ЧЕТВЕРТЬВЕКОВАЯ СВЯТОСТЬ АССОЦИАЦИИ

QUARTER-CENTURY SANCTITY ASSOCIATION

21

  главная                                        вернуться  

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46

 

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ АССОЦИАЦИИ

 

Снимаю, порчу… и будет вам счастье. Между тем СМИ, размещающие рекламу нелицензированных колдунов и магов, подпадают под ст. 13 п. 3 Закона «О рекламе», которая запрещает пропаганду такого врачевания. Масштабной «охоты на ведьм» в Казахстане пока не объявляли, а потому люди вправе выбирать между традиционной медициной и сверхъестественными силами. Только вот спрос со всех этих доморощенных биоэнергетиков, хиромантов и ясновидящих не велик, впрочем, как с медиков в обычных больницах. Но все же, если вы решились доверить свое физическое и душевное здоровье целителю, следует со всей ответственностью отнестись к его выбору. Как не ошибиться, рассказывает Зядан кажы Кожалымов, президент Ассоциации народных целителей Казахстана.

– Зядан кажи, скажите, какой именно человек может считаться истинным целителем?

– Первое требование к целителю – это психологическая уравновешенность. Во-вторых, он должен обладать каким-то знаниями – духовными, астрологическими, космоэнергетическими, биоэнергетическими, то есть должен развивать и оттачивать целительский дар, заложенный почти в каждом человеке. Третий – очень важный пункт: настоящий целитель обязан иметь на руках государственный сертификат, разрешающий ему деятельность, и быть зарегистрированным в госорганах здравоохранения, либо в признанных организациях, подобных нашей Ассоциации. Четвертое – человек, который хочет нести помощь людям, должен постоянно учиться, проходить различные курсы, совершенствоваться. И пятое – будущих целителей мы проверяем в специальной лаборатории, имеющейся у нас. Аппаратура российского производства способна протестировать ауру, выявить биоэнергетические способности. Затем независимая лаборатория дает свою оценку, пригоден или нет человек к целительской деятельности. Если энергии не хватает или ее, наоборот, переизбыток, наши специалисты помогают ее скорректировать. Но есть одно «но»: техника проверяет организм в определенный короткий промежуток времени, но не может отследить, что происходит с человеком, скажем, в течение дня, как меняется его состояние. Лаборатория нам не дает 100%-ной гарантии, что целитель действительно от Бога.

– Тогда каким образом человек может доказать, что у него есть дар исцеления, он может практиковать, помогать людям?

– Наша проверка не в коем случае не дает права на лечение. Чтобы стать настоящим целителем, человеку придется пройти множество инстанций и исследований. Согласно приказу министра здравоохранения, он обязан пройти шестимесячный курс апробации в поликлинике по месту своего жительства. Целитель по указанию горздрава направляется в больницу, где его оформляют как временного работника. Там же выделяют кабинет, где он бесплатно ведет прием больных, заполняет медицинские карты. У пациентов периодически проверяют анализы, и врачкуратор сопоставляет, насколько действия целителя благотворно отразились на здоровье человека. Затем медработники дают свою оценку, и если она положительная, то выдаются документы для предоставления в Минздрав. Там их полностью проверяют и только после этого вручают удостоверение, в котором прописана специализация. Заключительный этап – это получение лицензии. Человек должен определиться, где будет вести прием людей – у себя дома или арендует помещение. После получает заключения СЭС, пожарных, встает на учет в налоговые органы. И уже со всем пакетом документов снова едет в Минздрав, где ему выдадут государственную лицензию на целительскую деятельность. При этом если раньше она позволяла практиковать в любом регионе республики, то сейчас – только по месту регистрации.

– Из сказанного можно сделать вывод, что все члены вашей ассоциации лицензированные целители?

–У всех, кто практикует, имеется лицензия. В нашей ассоциации состоит 5 тыс. членов, правда, всего 10% из них занимаются профдеятельностью. Остальные пришли к нам, чтобы расширить свой кругозор, подлечиться. К примеру, профессора изучают, и используют наши методики в своих научных работах. Хочу отметить, что в нашей ассоциации со всех без исключения требует справку из психдиспансера. Ведь мы не знаем, приходит ли к нам абсолютно нормальный человек или, может, 10 лет назад он состоял на учете. Главный принцип – не навреди себе и окружающим. Также членство в нашей Ассоциации предполагает добровольные членские взносы – на эти деньги мы и существуем. Фиксированная сумма не установлена, однако более 90% членов взносов не платят. На последнем съезде Ассоциации было принято единогласное решение исключать из наших рядов задолжников.

– А ваши целители, имея лицензии, регалии, дорого оценивают свою помощь?

– Никто из наших целителей не дает рекламу. Работают по рекомендации, так сказать, нарабатывают имидж. У каждого имеется книга отзывов, где благодарные или недовольные клиенты могут оставить свои записи. Наша Ассоциация не призывает превращать свой дар в средство наживы, мы это осуждаем. Также мы не разрабатываем и не рекомендуем прайс-листы, где расписаны цены на услуги. У нас благотворительная организация. Настоящие целители никогда не просят фиксированную оплату, а работают по принципу «кто, сколько сможет, тот столько и даст». Замечу, что если сумма большая или подарок дорогой, отказываться не принято, ведь человек сам хочет отблагодарить. На мой взгляд, люди, которые делают себе рекламу в СМИ, а потом берут баснословные деньги за свою помощь, поступают неправильно. К нам в Ассоциацию часто приходят жалобы от обманутых граждан, которым пообещали много, а в итоге обвели вокруг пальца. Но наша организация не проверяющий орган, и потому мы не имеем права кому-либо запрещать целительскую деятельность. Для этого существует налоговые органы, КНБ, прокуратура. Но случается, что они боятся связываться с шарлатанами, обладающими невидимой силой. Не буду скрывать, что нашей Ассоциации пришлось закрыть два своих областных филиала, где забыли о своих прямых функциях. Так вот, когда я обратился в налоговый комитет в целях их ликвидации, мне сказали, что до последнего старались обходить стороной и не проверять, якобы там одни ведьмы и колдуны, от которых доброго не жди. Сейчас я как президент Ассоциации понимаю, что настало время переходить от количества в качеству.

– Ваши целители занимаются гаданием, снятием порчи? Насколько я знаю, карты вообще считаются греховным предметом…

– Гадание – это тоже наука. Не надо превращать все это в бизнес, обманывать людей. Если человек нормально использует свои способности, в том числе умение правильно гадать на картах, кофейной гуще, кумалаке и применяет все в благих целях, то назвать это преступлением я не могу. Но я с большим уважением отношусь к хиромантии – на ладони написана вся судьба. Порча, сглаз снимаются с помощью молитвы, и если целитель обладает большой силой, достаточно будет одного сеанса. Но если вас интересует мое мнение, то я считаю, что лучше вообще не гадать, а во всем полагаться на Бога, только он знает, что нас ждет. Закройте глаза и через молитву задайте вопрос Аллаху, Будде, Иисусу и обязательно услышите ответ. А настоящими целителями становятся только богоугодные люди.

– Куда может обратиться нуждающийся человек, чтобы получить действительно квалифицированную помощь?

– Самое главное – не доверять сомнительной рекламе в газетах! Я уверен, что 95% из тех, кто трубит во всех изданиях о своих способностях, являются лжецелителями и могут навредить. Подчеркну, что обращаться можно только к лицензированным целителям, которые прошли регистрацию в Минздраве. Понятно, что таких немного. К примеру, можно поинтересоваться в Центре народной медицины, который находится в Алматы. В нем работают 30-40 целителей, хотя раньше было около 4 тыс. человек, но они тоже перешли от количества к качеству. Также люди обращаются за справками в нашу Ассоциацию, звонят из других областей. Я рекомендую целителя в зависимости от проблемы и всегда прошу перезвонить мне и сообщить результата после лечения.

  Зядан кажи, а когда вы почувствовали свой дар?

– Мне тогда было 46 лет. Прилег отдохнуть после работы в темной комнате, вдруг чувствую свет, открываю глаза и вижу, что над моим телом завис непонятный предмет, похожий на пресс. Испугался, хотел встать и открыть дверь, но даже не смог рукой пошевелить. Где-то вверху прорисовались четкие силуэты людей. В предмете появилась точка, из которой потоком в меня вошла энергия, растеклась по всему телу, и я стал горячим, как при сильной температуре. Через некоторое время я обнаружил у себя необычный дар: одним взмахом руки мог заставить человека, стоящего за несколько метров от меня, упасть. Естественно, начал развивать свои способности, специализировался на биоэнергетике. Но и до этого послания мне приходилось обнаруживать не объяснимые для себя вещи. Например, я мог сказать, где тот или иной человек находился в определенное время и что при этом делал - все удивлялись. Отрадно, что сейчас действительно одаренные люди начинают понимать, что необходимо объединяться и централизованно заниматься своей деятельностью. К тому же, это дает возможность постоянного совершенствования. А раньше нас просто считали пациентами дурдома.

– Вы ушли в общественную деятельность и оставили целительскую, не жалеете? А может, больным людям нужна ваша помощь?

– Все в жизни идет своим чередом, и на путь нас наставляет Всевышний. По специальности я биоинженер-электрик. Но в один прекрасный момент я круто изменил свою жизнь: окончил московскую Школу биоэнергетики, духовное медресе, был соискателем в КазГУ по специальности психология, начал работать и до сих пор работаю над трудами. К тому же я человек, связанный с космосом, и высшие силы сказали мне, чтобы я начал заниматься организационной деятельностью. И потом, кто-то же должен доказывать целительские способности одаренных людей. Самое главное – нужно уметь правильно через молитву обращаться к Богу и прислушиваться к его подсказкам, а он всегда наставит на истинный путь. Я считаю, пришел человек к целителю – это непроста. И порой его необязательно лечить, ведь люди сами себе врачи, главное – дать правильное направление, указать, в какую сторону двигаться. Вспомните, древние люди искали лекарства, изучали травы, свойства воды. Они умели предсказывать с помощью карт, кумалака, были хорошими астрологами. Современные поколения утратили это чутье.

– Вы сказали, что имеете связь с космосом и можете видеть некоторые вещи из будущего, а что ждет Казахстан в дальнейшем?

– Землетрясения в Алматы в ближайшие годы я не вижу, нападения со стороны мировых держав тоже не ожидается. Казахстан будет самостоятельно решать свои проблемы, и развиваться в экономическом, социальном и культурном плане. Наша сила – в многонациональном народе.

Связина О.

газета «Страна и мир», №32., 18.08.2006 г.

 

ЦЕЛИТЕЛЬ – ЦЕЛИТЕЛЮ  РОЗНЬ

 

Многие представляют себе народного целителя эдаким сельским самородком без образования. Однако современные целители не так просты. Они посещают курсы повышения квалификации, проводят международные конгрессы, объединяются в ассоциации.

                                            Анастасия Цирулик

 

В конце июля в Таразе прошел VI Международный конгресс «Казахский ученый-целитель Отейбойдак Тлеукабылулы». Перед конгрессом стояли различные задачи от методов исцеления О. Тлеукабылулы до космоэнергетики. Так же вручались сертификаты, дипломы, проводились мастер классы и многое другое. Организатором выступила Ассоциация народных целителей Казахстана, которая существует с 1991 года. И как рассказал президент этой организации Кожалымов Зядан кажи:

– С тех пор в уставе не изменилось ни одной буквы. По рекомендации Минздрава нас закрывали три раза, это было законное решение. Но мы прошли этот путь и о нас уже четыре года знает весь мир.  Членами Ассоциации могут быть народные целители и специалисты, профессионально работающие в области традиционной медицинской деятельности, достигшие 18-летнего возраста, независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания и гражданства, имеющие образование в области традиционной народной медицины и/или медицинское образование и соблюдающие правила профессиональной этики.  Раз в год мы проводим международные конгрессы, объединяем ученых-целителей из разных стран. Все это проводится для обмена опытом и повышения уровня образованности. К тому же, если проводить такие мероприятия, то наши целители будут знать друг друга в лицо. 

– Сколько членов вашей Ассоциации занимаются целительством?

– Из членов нашей Ассоциации примерно 20-25% занимаются лечением. Остальные в зависимости от здоровья, знаний, в том числе духовных знаний, квалификации занимаются другими видами деятельности. У нас сейчас количество целителей идет на сокращение. Мы переходим на качественную деятельность, раньше стремились к количеству. Можно сказать, что к этому толкал нас Минюст, потому что были требования, что бы Ассоциация объединяла не менее 3 тыс. членов, потом не меньше 10 человек. У нас было 30 филиалов, 9 мы сократили, из-за безграмотности некоторых руководителей.

Сколько всего целителей в стране сейчас никто не знает. Часто встречаются псевдолекари, которые, в большинстве своем, ничего не делают, но хвастают своими достижениями.

– Существуют ли в Казахстане научные работы по целительству? 

– Сейчас в нашей стране стало появляться больше ученых, которые интересуются этим вопросом. Кто-то говорит, что целительство это на 65% правда, кто-то, что на 70, а кто-то утверждает, что это шарлатанство.  Последний вариант в корне неверен. Все болезни от бога! Это таинство изучается во всем мире. Мы должны создать науку - народная медицина Казахстана. Откройте медицинские учебники, вы сможете прочитать в них о туркменской, азербайджанской и т.д. народной медицине, а о казахской ничего нет. Я надеюсь, что вышедшая недавно моя книга «Целительские традиции и философия» частично исправит эту ситуацию.

– Какие методы чаще всего используют целители в своей практике? 

– Метод номер один у нас - это словотерапия. Большую роль здесь играет самовнушение. Человек доверяет врачу или целителю, и это положительно сказывается на процессе лечения. Основная задача нашей деятельности – оздоровить тело и душу, что бы человек совершенствовался духовно!

Существуют различные виды терапии: звукотерапия, молитвотерапия, фитотерапия и т.д. Способности у человека разные. Отейбойдак Тлеукабылулы разделял целителей на два вида - исцеляющие и гадающие. К обеим категориям он относил еще 25 видов: костоправы, целители, и т.д. В Казахстане целителем называют всех – шаман, биоэнергетик, астролог, парапсихолог - тоже целитель. Я этим вопросом только сейчас занимаюсь. Но я всегда говорю: «Если ты костоправ занимайся только этим делом. Если биоэнергетик будь биоэнергетиком. Не надо заниматься всем сразу».

– Для того чтобы заниматься целительством необходимо лицензия? 

– Конечно, закон требует, что бы у целителя была лицензия, он должен быть зарегистрирован и стоять на учете. Необходимо что бы желающий заниматься этой деятельность был психически здоров, имел соответствующие знания, регулярно повышал уровень квалификации. И, естественно, платил налоги. Сейчас не более одного процента целителей имеет лицензии. 

– Существуют какие-либо методы определения у человека способностей к целительству?

– У нас есть лаборатория, в которой возможно определить энергетические способности человека. Годен он или нет, на каком уровне находится. У человека может не хватать энергии, ее обязательно нужно восстановить, что бы быть целителем. После восстановления, мы даем сертификат на один год, потому что состояние энергии очень быстро меняется. Ауру человека мы так же проверяем в лаборатории. Многие целители проходят курс обучения. Кроме того, они получают духовные знания при мечетях и храмах.  Им рекомендуется дополнительная литература. Ведь без знаний нельзя.  Человек до конца своей жизни должен повышать уровень своей образованности. Есть целители, которым способности достались на генетическом уровне, есть те, кто научился этому делу. 

– Как отличить настоящего целителя от шарлатана? 

 Настоящий целитель не дает специально рекламу. Люди его знают через знакомых, родственников. Он никогда не будет обещать лечение и исцеление от всех болезней, а сразу скажет, что может помочь при такой-то болезни.  Хирургические, онкологические заболевания, инфаркты – это основные заболевания, исцеление от которых настоящий целитель не обещает. А при психологических, неврологических заболеваниях помощь специалиста по народной медицине может быть весьма существенна.

У наших целителей нет прайс-листов. Наше основное направление – благотворительная деятельность среди населения. Но я знаю, что многие целители имеют определенные цены. Хороший целитель довольствуется тем, что люди сами дадут в соответствии со своими возможностями. Например, у сельских жителей откуда деньги? Кто-то овощей принесет, кто-то молоко, кто-то скажет благодарственные слова, это тоже очень много значит. Когда человек лечит - из космоса в благодарность поступает новая энергия.  Так же не стоит всегда верить тому, что показывают по телевиденью. Я много раз замечал, что люди, которые выступают в различных, передачах плохо подготовлены. Более 50% целителей профессионально непригодны. У 30% имеются нарушения психики. И только оставшиеся 15-20% можно считать настоящими целителями. Эти данные основаны на многолетних исследованиях и доказательствах. При повышении духовных знаний количество целителей уменьшается, методы исцеления изменяются.

Каждому целителю мы рекомендуем вести книгу учета. В которую бы он записывал откуда человек приехал, с какой болезнью, год рождения и другие данные. Кроме того, клиент сам должен наблюдать какое у него настроение после сеанса, аппетит, сон. Благодаря подобным наблюдениям, целитель сам будет лучше знать, с какой болезнью он может справиться, а с какой нет. 

– К чему может привести посещение целителя-шарлатана? 

– Это может привести в худшем случае к летальному исходу, так как будет упущено драгоценное время. Ведь такие «лекари» назначают длительные курсы лечения 30-40 дней и так несколько раз.

В качестве примера можно привести целителей изгоняющих бесов и именующих себя Сункарами или Акку, а якобы божий дом, где проходят курсы лечения - Ордой. Или другой достаточно памятный пример - Фархат Ата. Его метод лечения запрещен, но последователей, которые следуют его учению осталось очень много. После подобных лекарей остается множество зомбированных людей – это психологические травмы. Плюс ко всему этому потерянное время, запущенные болезни.

Газета «Мегаполис», 2009.- №30(442), понедельник, 10 август.

 

ӨТЕЙБОЙДАҚ – ЕКІНШІ ИБН СИНА

 

– Зядан аға, халық емшілері қауымдастығын құрып, талай жылдан бері осы жолдан айнымай, жүгін бір кісідей көтеріп келе жатқаныңызды жақсы білеміз. Оқырманға түсінікті болсын, мақсат-міндеттеріңізге тоқтала кетсеңіз.

– «Қазақстан халық емшілері қауымдастығы» қоғамдық бірлестігі 1991 жылы 22 желтоқсанда еліміздегі халық емшілері мен басқа саланың өкілдерінің қатысуымен құрылған болатын. Міне, 18 жыл болды. Негізгі мақсаты мен міндеттері – ерікті түрде дарынды адамдар мен халық емшілерінің басын біріктіріп, осы саладағы рухани сауықтыру қызметін дамыту. Өйткені бізде халық емшілеріне тәлім-тәрбие берілуі керек еді, ол жағы ақсап жатты. Сондықтан осы іске бел шешіп кірістім. Көп нәтижеге жетіп отырмыз. Оның айғағы – алты рет халықаралық конгресс өткіздік. Бұл үлкен жауапкершілік. Өйткені, білесіз, конгреске аты айтып тұрғандай, алыс та жақын да шет елден мүйізі қарағайдай ғалымдар келеді.

– Бізде бұл сала ешқашан ғылыми негізделмегенін айтып отырсыз. Сөйте тұра атақты ғалымдарды шақырып, конгресс өткізуге жүрексінбедіңіз бе?

– 2004 жылы «Халық медицинасының өткені, бүгіні және болашағы» атты алғашқы басқосуымызда ұлы халықтың ғалым зерттеушілері: «Тарихы жазылмаған қазақтың қандай халықтық медицинасының тарихы болмақ?» - деп күлді де. Мен: «Сіздердің ата-бабаларыңыз ғылыммен шұғылданбай тұрғанда, біздің ата-бабамыз ғылыми медицинаның негізін қалап қойған. Сенбесеңіздер, міне!» – деп, қасиетті бабамыз Өтейбойдақ Тілеуқабылұлының XV ғасырда жазған «Шипагерлік баянын» алдарына қойып, дәлелдеген  кезімде, ресейлік, шетелдік ғалымдар қолымызды алып, рақметін айтты. Шипагер еңбегін  он жылдан аса зерттеу өз нәтижесін берді. Бұған айғақ жуырда Тараз қаласында 475-тен аса ғалымдар мен емшілер қатысқан «Қазақтың ғалым шипагері Өтейбойдақ Тілеуқабылұлы» атты VI-халықаралық конгресі болып өтті. Франция, Қытай, Ресей т.б. шет ел ғалымдарының ой-пікірлері Өтейбойдақтың қатардағы ғалым емес, XI ғасырдағы Орта Азияның ғұлама дәрігері Әбу Әли Ибн Сина іліміне ұқсастығы мен сабақтастығы бар, яғни «екінші Ибн Сина» екенін толық қуаттай түсті. Шипагер жар сүйіп, сәбилі болмады, оның арманы шипагерліктің биік шыңына жету болды. Шындығында, еліміздегі «Мәдени мұра» бағдарламасының негізінде Жетісу өлкесінің Шалкөдесінің Айғайтасында дүниеге келген жаһангер, ғұлама шипагер Өтейбойдақ Тілеуқабылұлының осыдан V ғасырдан аса бұрын жазып қалдырған «Шипагерлік баян» атты еңбегінің әлемдік дәрежеде бағаланып, оның ел ғылымының мақтанышына айналуы ғұлама арманының орындалуы еді. «Менен ұрпақ қалмаса да, күндердің күнінде мені әлемге әйгілейтін «Шипагерлік баяным» артымда қалмақ», – деген ғұламаның арманы іске асты. Жарты ғасырдан кейін өз еліне оралған, Қытай елінің мемлекеттік сыйлығын алған (1967 ж.) ғұламаның «Шипагерлік баяны» желісі бойынша Тараздағы Жастар сарайында Жамбыл облыстық драма театрының актерлері отыз минуттан асатын сахналық қойылым көрсетті. Мақтанғаным емес, қатысушыларды терең толғандырған қойылымның сценарийін жазған өзім, ал сахнаға дайындаған режиссер – Қазақстанға еңбегі сіңген мәдениет қайраткері Гүлшат Нүсіпжанқызы. Осы айтулы  шарада жаһангер еңбегіне  арналған ғылыми-зерттеу кітабымның тұсауы кесілді. О дүниеліктер аманатын тірілер осылай орындадық.

– Сүйінші хабарыңызды естіп қуанып отырмыз. Халықтық шипагерлікті әлі күнге дейін тарихы жазылмаған, зерттелмеген, бір жүйеге түсірілмеген ұлттық мәдениетіміздің  дәстүрлі өнерінің біріне жатқызып жатқанымыз ілкімде ғана. Соған қарағанда ғұлама шипагер Өтейбойдақ Тілеуқабылұлын екінші Ибн Сина ретінде әлемге мойындату оңай болмаған шығар?

– Рас айтасыз. Ертеден бері адамзаттың алғашқы мәдениетінің қалыптасуында зор ұйымдық рөл атқарған мәдени орта, денсаулық ошағы, тәрбие мекені болған халық емшілерінің шипалық орны ғылыми жағынан бүгінде неге ескерусіз қалды? Шет елдердің  халықтық шипагерлігі өз ғылымынан өз орнын таба бастаса, ал қазақ еліне әлі сенімсіздікпен қарайтын ғалымсымақтар азаяр емес. Көлденең кері күштер қаншалықты қысым жасағанымен, атадан ұрпаққа жалғасқан тектік қасиетті шипагердің бойынан хан да, қара да тыя алмайды. Ол өмірдің шындығы. Қазақ елінің тәуелсіздігінен кейін тарихта аттары белгісіз жаңа ғұлама ғалымдар қатарына Ө. Тілеуқабылұлының (1388-1485 жж.) да есімі енді. Ұлы шипагердің еңбегі қазақтың ұлттық мәдениетінің философиясы мен психологиясының бүгінде бір құрамдас бөлігіне енді. Ондағы неше алуан сырқаттарды емдеп-жазудың әдіс-амалдары осы күнгі ғылыми медицинаның анықтамаларымен сабақтас, ұқсас және тұжырымдас деуге толық негізі бар деп, оң бағасын алуда. Қазақ халқының шипагерлік ілімін ғылыми жолмен дамытуда Ө.Тілеуқабылұлы дала зертханасы арқылы 1108 түрлі дәрі-дәрмек түрін  858 түрлі дәрілік өсімдік пен 318 жан-жануарлар мүшелері және 60-тан астам металл-металлоидтар қоспасынан (бұдан да көп болуы мүмкін) жасаған. «Суға кетіп өлді» дегендерді, аязда үсігендер мен күйікке ұшырағандарды «Тұншықтырма», «Малма» деген емдік әдістеріменен алып қалды. Шипагер өз қызметінде халқымыздың: «Сынықтан басқаның бәрі жұғады» деген сөзін әрқашан өзінің шипагерлік ілімінде басшылыққа алып, сырқат адамның ауруларын жұқпайтын және жұқпалы деп екі топқа бөлу арқылы шипагерліктің тазалық, сақтық және ұйымдастыру жолдарының жаңа стилін ұсынды. Тіршіліктің материалдық-диалектикалық заңына, шешекке вакцина егудің емдік тәсіліне, ми мен қан айналымы қызметіне, суық су мен аязда емдеу әдіс-тәсілдерін ғылымда Ф.Энгельс, Э.Женнер, Де Винчи және П.Иванов ашқан деген ғылыми жаңалықтарды қазақ шипагері  олардан III-V ғасыр бұрын іске асырған-ды. Алайда, халық емінің өрлеу кезеңдері жазба деректердің жоқтығынан әлі зерттеліп біткен жоқ. Ал халық емі жоқ ұлттың бүгінге дейінгі өмірі де, болашағы да болмас еді.

– Олай болса, осы күні емшілік атаулы неге әлі күнге дәстүрлі  емес?

– Өйткені біздің жүйеде бақсы да, емші, балгер т.б. да емші болып жүр. Емші – үлкен атақ. Емші болу үшін арнайы ғылыми еңбектер жазып, дәрілік шөптермен емдеп, қазіргі заманғы медицинаның талаптарына сай жұмыс істей білу керек. Өтейбойдақ бабамыз өз заманында: «Емші деген ешкінің мүйізін көріп, денесін көрмегенмен бірдей», – деген сипаттама беріп, шипагерлерді емі дарымды және болжамалы деп екіге бөлген. Жеке-жеке тағы жиырмадан аса түріне жіктеген. Әрқайсысын жеке-жеке талдаған еңбегімді ғалымдар жоғары бағалап отыр. Кішігірім мақалалар, қолжазбалар болғанымен, бұл салада менен басқа арнайы ғылыми еңбек жазып жүрген ешкім жоқ. Бірақ, менің еңбегім аздық етеді. Өйткені, бұл тек біздің бағыт емес, заман  талабы десем, артық айтқаным емес. Өйткені тәуелсіз елдің азаматы да тәуелсіз болуы керек. Бұрын халықаралық қауымдастық, Академия атаулы тек Ресейде болды. Кешегі күнге дейін сол жаққа жалтақтадық. Орта Азия бойынша мен құрған жалғыз ұйымды 1992 жылы жабуға тырысып бақты. Қалай Мәскеуден бата алып, академия құрдық, содан бері ешкімге тәуелді емеспіз. Үкіметтен бір тиын алмай, 18 жыл бойы өз-өзімізді дәлелдеумен келеміз.

Сұхбаттасқан: Г.Таубайқызы,

«Қазақстан – Zaman» газеті, 2009.- 13 тамыз

  

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46

в начало